издается с 1879Купить журнал

"Танк волокли всей деревней": в глухой тайге сибиряки создали трогательный мемориал

04 июля 2024

Затерянная в глухой тайге деревушка Петропавловка каждый год принимает сотни гостей со всего Красноярского края. Едут сюда и соседи - из Иркутской и Новосибирской областей. И отнюдь не за экотуризмом, а потому, что именно здесь, среди лесов и болот, расположен один из самых удивительных в Сибири мемориалов, который петропавловцы построили своими руками в честь погибших в годы Великой Отечественной войны земляков.

Т-34 создатель мемориала Дмитрий Смурага выпросил в военкомате Новосибирской области.

Вячеслав Щеглов

Т-34 создатель мемориала Дмитрий Смурага выпросил в военкомате Новосибирской области.

С танком по льду

От райцентра Ирбейское до Петропавловки, казалось бы, рукой подать - километров 30. Однако грунтовая дорога разбита настолько, что добираться пришлось больше часа. Пока ехала, гадала: какой он, этот мемориал? Наверное, гранитная выщербленная стела, а у подножия - две чахлых гвоздики?..

...С возвышения на меня смотрел танковый ствол. Самого настоящего Т-34, выкрашенного в зеленый цвет. Уже выгоревший под солнцем, поэтому рядом суетились несколько женщин - терли, мыли, готовя овеянную боевой славой технику к новой покраске.

По замыслу идейного вдохновителя проекта и его самого активного участника Дмитрия Алексеевича Смураги, рядом с танком должна была стоять зенитка, но нужного орудия найти не удалось:

- Военные сказали, что ни одной зенитки времен Великой Отечественной у нас в крае не осталось. А танк я выпросил в военкомате Новосибирской области. Кстати, еле довез: всей деревней волокли его через реку Агул, по льду, на тросах - моста тогда еще не было. Каждую секунду казалось: сейчас лед треснет, и мы все вместе с танком под воду уйдем. Обошлось!

Часть денег на строительство комплекса дал тогдашний глава района. Когда они закончились на середине работ, Смурага начал вкладывать свои. Сколько - не считал.

На окруженном белым забором пространстве - 59 гранитных плит. По одной на каждого не вернувшегося с войны земляка. А всего на фронт из Петропавловки ушло 170 человек, и треть из них обратно уже не вернулась.

- Год потратил, пока все данные в военкоматах собрал: кто где служил, кто где погиб или пропал без вести... Мороки было - ужас! Несколько раз бросить хотел, - признается создатель мемориала.

- Но не бросили?

- Не смог. У меня у самого отец воевать ушел, когда мне чуть больше года было. А в 43-м принесли извещение: старший сержант Алексей Иванович Смурага пропал без вести под Харьковом. Только по рассказам матери я батю и помню... А сколько таких, как он? Сражались за нас, погибали! Не годится про них забывать…

Дмитрий Смурага: Батю помню только по рассказам матери. Фото: Вячеслав Щеглов

Дмитрий Алексеевич - вообще человек удивительный. В 60-х работал в соседней деревне Бычковке директором психоневрологического интерната, потом сменил не одно место службы, пока не возглавил Петропавловский сельсовет. При нем деревня ожила, появились планы на будущее. Тогда же односельчане под его руководством заложили основу будущего мемориала.

Позже Дмитрию Смураге при поддержке всех петропавловцев удалось осуществить еще одну давнюю мечту - водрузить на постамент то, что осталось от разбившегося в 1943 году неподалеку от деревни военного Ил-4 и предать земле останки его экипажа.

Фронт грозовой

Сейчас на территории мемориала, рядом со стеной памяти, на которой перечислены имена всех ушедших из деревни на фронт, возвышается гранитная стела. На ней высечены имена семи человек. Это памятный знак летчикам, погибшим в небе над Петропавловкой 30 мая 1943 года. В этот день в окрестностях деревни разбились два бомбардировщика Ил-4.

До мая 1943-го Ил-4 перегоняли на фронт гражданские летчики- 12-я авиагруппа ГВФ. Потом группу передали под крыло авиации дальнего действия - сформировали 73-ю вспомогательную авиадивизию. Только с мая 1943-го по май 1944-го летчики этого формирования перегнали на фронт 2021 самолет. И не только наши Илы, но и американские "Бостоны", "Митчеллы", "Дугласы", которые выпускали в Ташкенте под названием Ли-2.

В тот день, 30 мая 1943 года, шесть бомбардировщиков дальнего действия, получив задание доставить боеприпасы на фронт, поднялись в небо с авиационного завода в Иркутске. Курс - на Западный фронт, где шли бои. Видимо, в направлении Курска, потому что именно там происходили решающие события военного перелома.

Они летели к линии фронта, но попали во фронт грозовой.

Дальнейшее было тщательно, по крупицам собрано из воспоминаний местных жителей.

…Это был вечер воскресного дня. Уставшие люди возвращались с полевых работ, приближалась гроза. Все было как обычно. Но внезапно тишину прорезал резкий гул моторов. К деревне издалека приближались самолеты: их было шесть. И вдруг оглушительный взрыв! Что-то загромыхало на горе за околицей, и через дым, заполонивший улицы, стали видны пламя пожара и частые вспышки. Это горело то, что осталось от первого самолета. А на деревню, оставляя черный хвост дыма, шел второй самолет. Не пролетев и половины улицы, он резко приподнял нос, стараясь выровнять траекторию, но тут же с нарастающей скоростью пошел вниз.

Люди с ужасом наблюдали за приближающейся машиной. Самолет грозил упасть на один из домов, и все ждали катастрофы, не в силах ничего изменить. Но в последний момент летчик свернул вправо от деревни, к болоту, и, задев днищем крышу последнего дома, пройдя по макушкам деревьев, самолет с огромной силой врезался в топкую почву. Взрыва не было, лишь глухой тяжелый удар.

Петропавловцы долго не осмеливались подойти к рухнувшему Илу, опасаясь взрывов. Лишь убедившись, что угрозы нет, попробовали откачивать воду, так как самолет был почти полностью затоплен. Но что могли сделать женщины, ведь практически все мужчины деревни ушли на фронт? Только собрать останки летчиков первого упавшего за деревней самолета и похоронить в общей могиле.

Тайны прошлого

- Я с друзьями играл на улице. Недалеко бушевала сильная гроза, но над самой деревней дождь не шел. Вдруг сквозь раскаты грома мы услышали гул моторов, показалась эскадрилья из шести бомбардировщиков, - вспоминал очевидец катастрофы, житель Петропавловки Михаил Бирицкий, которому в 1943-м было 11 лет. За два года войны жителям Петропавловки уже приходилось видеть самолеты в небе над деревней, поэтому поначалу не особенно удивились. Но когда после сильного грозового разряда две машины задымились...

Раньше такого мы не видели никогда и смотрели во все глаза, как один самолет развернулся и пошел в обратную сторону, по направлению к полям. Скрылся за деревьями, и вскоре оттуда раздалось несколько взрывов. Другой бомбардировщик быстро терял высоту. Но потом выровнялся, отклонился в сторону - из кабины полетели вниз два каких-то предмета - и за околицей рухнул в болото. Потом оказалось, что сброшенные вещи - куртка и парашют. Видимо, командир хотел дать знать, какой именно самолет разбился, ведь все вещи были пронумерованы.

Командование Сибирским военным округом, узнав о ЧП, сразу же направило в Петропавловку специальную комиссию во главе с начальником комендатуры, майором Стариковым. В комиссию вошли опытные люди: пилот, техник, помощник оперуполномоченного Ирбейского райотдела НКВД, фотограф. Уже к 1 июня картина произошедшего была восстановлена с максимальной степенью достоверности.

Однако собранные сведения сразу же засекретили. Поэтому для поисковиков советского времени добыть подробную и достоверную информацию по этому вопросу оказалось практически невозможно.

Лишь в начале 2000-х военному историку Вячеславу Филиппову удалось разыскать в архиве Министерства обороны, который находится в Подольске, бесценные документы, проливающие свет на причины двойной авиакатастрофы в районе Петропавловки.

Как оказалось, на месте трагедии было собрано немало документов и предметов, принадлежащих членам экипажа: продовольственный аттестат, обгоревший орден Красной Звезды за номером 46004, пилотское свидетельство на имя командира одного из самолетов, пистолет ТТ№ 51229, письма и фотографии…

Причинами ЧП стали неоправдавшийся прогноз погоды и ошибочное решение пилотов. Фото: Вячеслав Щеглов

Что случилось в небе над Петропавловкой

Скрупулезное расследование выявило:

"30 мая 1943 года 1-я эскадрилья 104-го ВАП 73-й ВАДАДД в количестве шести самолетов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Павла Коновалова вылетела по маршруту Иркутск - Красноярск 12.00 мск. Погода, по метеосводке, соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака, и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с целью обхода грозы. Однако избежать ЧП не удалось. Возле деревни Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами.

Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозовой фронт в разных направлениях. Машина Соболева резко изменила курс и, отлетев от деревни на 1,5-2 километра, на высоте 800-900 метров мгновенно загорелась, а после взрыва бензобака с пикированием в 90 градусов упала на землю с работающими моторами.

Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 метров под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 250-300 метров несколько выровнялся, с правым разворотом вошел в отвесное пикирование с углом 85-90 градусов, врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.

Экипаж: командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева - погибли.

Экипаж: командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков - погибли".

Выводы, сделанные комиссией, гласили, что причиной ЧП стали два фактора: неоправдавшийся прогноз погоды и ошибочное решение командира Коновалова продолжать полет под мощной грозовой облачностью.

Возвращение памяти

…Попытки достать обломки самолета из болота предпринимались еще в 80-х годах прошлого века. Житель Петропавловки Владимир Филлипов, работающий тогда в Ирбейском районе старшим уполномоченным ОБХСС, вспоминал:

- Собралась группа людей, нашли мотопомпу, выделили два мощных КРАЗас лебедками. Болото тогда, считай, сухим было. Начали раскопки. Стены ямы крепили бревнами, вроде как сруб у колодца. Нашли много чего. Сумку с инструментами, инструкцию по эксплуатации пулеметов бомбардировщика Ил- 4. Подняли два парашюта и три сапога. А потом подцепили тросы лебедок и решили дернуть. Только зашумели лебедки грузовиков, только самолет слегка подался вверх, как заработали мощные подземные потоки, и в сруб хлынула вода. В общем, было болото сухим, стало мокрым. А находки… Они быстро где-то затерялись. В итоге важное дело заглохло на долгие годы.

Вторая попытка - к счастью, успешная, - была предпринята несколько лет назад по инициативе того же Дмитрия Смураги - он поднял на дело односельчан. Быстро нашлись рабочие для распилки льда и рытья котлована, необходимая техника для откачки воды и современный экскаватор, чтобы выгребать из ледяной воды, смешанной с грязью, все, что осталось от самолета.

Макет Ил-4 с деталями бомбардировщика, которые достали из болота. Фото: Вячеслав Щеглов

Три недели жители Петропавловки, можно сказать, не вылезали из болота. Они по частям доставали из трясины бомбардировщик времен Великой Отечественной войны. Работали в очень тяжелых условиях: поисковикам пришлось вручную, в ледяной жиже вырыть яму четырехметровой глубины. Позже судебно-медицинская экспертиза подтвердила: в болоте найдены останки четырех человек - Павла Коновалова, Валентина Бакулина, Григория Чиграя и Григория Ревы.

Их вместе с выкопанными из общей могилы останками экипажа Соболева торжественно, в присутствии всей деревни, перезахоронили на территории петропавловского мемориала. А еще там появился новый памятник - макет Ил-4 из искореженных, обгоревших деталей бомбардировщика, которые достали из болота.

Уголок памяти погибших летчиков есть и в петропавловской школе-девятилетке.

- К нам со всего района целые экскурсионные автобусы приезжают, - рассказывают учителя. - Сразу к мемориалу бегут, ахают, восхищаются. А для наших ребят это дело уже привычное. Они все имена ушедших из деревни на фронт наизусть знают, а после уроков таблички для портретов своих прадедов мастерят. Каждый год 9 Мая по Петропавловке проходит свой собственный "Бессмертный полк".

Как говорят в сельсовете, в этот знаменательный день в деревне, где едва ли насчитывается 300 человек, ежегодно проводятся торжества. Здесь и походная кухня, и танцы, и фронтовые 100 грамм. И, конечно, митинг у мемориала. Поклониться могиле пилотов приезжают и летчики из Канского авиаполка - для них это уже стало хорошей традицией.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться