издается с 1879Купить журнал

Лаврентий Загоскин: "Русский человек везде одинаков!"

Отрывки из дневника исследователя Аляски передают ее неповторимую атмосферу в середине XIX века

Ново-Архангельск на акварели, подписанной "креолом Александром Ольгиным 20 июля 1837 года".

Ново-Архангельск на акварели, подписанной "креолом Александром Ольгиным 20 июля 1837 года".

У современного читателя фамилия Загоскин ассоциируется с писателем, чье имя обессмертил Николай Гоголь в комедии "Ревизор":

  • Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.
  • Анна Андреевна. Так, верно, и "Юрий Милославский" ваше сочинение?
  • Хлестаков. Да, это мое сочинение.
  • Анна Андреевна. Я сейчас догадалась.
  • Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
  • Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
  • Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой "Юрий Милославский", так тот уж мой.
  • Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!

Троюродным братом Михаила Загоскина и был бесстрашный исследователь Русской Америки - Аляски, Алеутских островов и Северной Калифорнии майор Лаврентий Алексеевич Загоскин (1808-1890). Современники постоянно путали братьев.

Книга жизни

Лаврентий Загоскин служил в Российско-Американской компании. В 1842-1844 годах возглавил первые экспедиции во внутренние районы Аляски - у заливов Нортон и Коцебу, в бассейны рек Юкон (Квикпак) и Кускоквим. Свои путешествия описал в книге с затейливым названием: "Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 гг. с меркаторскою картою, гравированною на меди".

Л. Загоскин. Пешеходная опись части русских владений в Америке. 1847 г.

За свои путешествия был награжден орденом Святой Анны 3-й степени и избран действительным членом Русского географического общества. Дневник экспедиции ("Пешеходная опись...") получил престижную Демидовскую премию. Во время Крымской войны в чине майора руководил сводной дружиной рязанского ополчения и возводил укрепления около Николаева...

Продажа Аляски США вызвала у Загоскина бурное осуждение. Свою огромную американскую коллекцию он подарил этнографическому отделу Румянцевского музея в Москве.

С полным вариантом текста Л.А. Загоскина можно ознакомиться по изданию: "Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Л. Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах" (СПб.: Тип. Карла Крайя. Ч. 1. - 1847. - 182 с.; Ч. 2. - 1848. - 120, 43, с.). Отрывки из текста публикуются на правах цитирования. Подзаголовки расставлены редакцией.

Поднять паруса!

8 марта 1842 года мне была предложена экспедиция для обозрения части материка северо-западной Америки, как то видно из приложенной инструкции.

Лаврентий Алексеевич Загоскин. 1880 г.

Главный правитель, предоставив мне выбор необходимых инструментов, запасов и материалов, изъявил желание, чтобы назначенное мной число команды, шесть, состояло из креолов1, в том предположении, что это сословие более привычно к перенесению трудностей бродячей жизни и недостатков в пище.

Со мной вызвались охотники-креолы: Николай Шмаков, Тимофей Глазунов, Прокопий Вертопрахов и Павел Акляюк. Матрос 15 флотского экипажа Яков Махов, поступивший ко мне в денщики при отправлении моем из колонии, не решился отстать и при этом случае. Кадьякского креола Григорья Курочкина, поступавшего к экспедиции в толмачи, я должен был взять в редуте Св. Михаила.

1 мая я получил инструкцию и переехал на судно; 4 мая бриг "Охотск" вступил под паруса. Высказать ли, что я чувствовал при оставлении Ново-Архангельска! Я знал трудность предпринятого мной подвига; знал и лишения, которым подвергались наши прежние проходимцы [землепроходцы] в тех краях; слыхал и о неприязненности туземцев, однако ж с внутренним удовольствием оставлял столицу наших колоний: я как-то был уверен в благополучном возвращении.

Аляска. Алеуты

27 мая. Вечером отслушали всенощное бдение, а в 8 часов утра 28 мая колокольный звон огласил шествие преосвященного в основанную и освященную им церковь. Удивление и восторг туземцев невыразимы.

В главнейших наших заселениях в колониях, как и в столицах, тип народности сглажен. Алеуты ходят в куртках и сюртуках, жены их и дочери в ситцевых платьях и камлеях2, то есть длинных тиковых или китайчатых рубашках, обшитых по вороту и подолу красным сукном; замужние, под опасением греха, всегда ходят с покрытой головой; девушки - с распущенными волосами, перевязанными у затылка лентой. Сильнейшая страсть последних - выйти замуж за русского или даже креола, или, иными словами, выйти из родового своего сословия.

Алеуты на о. Беринга. 1884-1886 гг. Фото: wikipedia.org

Несмотря на грамоту, алеуты Уналашкинского отдела прежде своих собратий утратят народность. Особое составление языка не может быть упрочено в будущности: христианская вера сблизила алеутов по духу с нами; наши обычаи перенимаются ими с жадностью; введение обучения русскому языку доставило бы им более источников к образованности и облегчило бы непосредственные с ними сношения колониального начальства.

Кухня туземцев

Она не разнообразна. Сырого, исключая мороженой нельмы и другой белой рыбы, они не употребляют. Вообще мяса варят мало; как камчадалы и тунгусы, любят варить оленину в его желудке, не вычищая кал; от такого приготовления мясо не разваривается, становится терпче и сочнее; толкуши, любимое свое кушанье, сбивают из различных жиров, оленьего сала или крови, с приправой снегу, свежей рыбы, кореньев и ягод.

Квашеная рыба и икра составляют непременную потребность зимних туземных запасов; первая запасается в ямах, вторая - в берестяных коробах. Замечательно, что кислая двухгодовая рыба несравненно сноснее однолетней; можно сказать, выкиснув, она становится крепче и несколько теряет свой едкий запах.

В числе лакомых туземных блюд не последнее место занимают кислые головки рыб лососиного рода, наиболее чавычи, и молодая откормленная собака. Мясо или рыбу люди походные или те, которым вздумается есть не в урочное время, жарят на палках.

Средства передвижения

Байдарка и собака - вот средства, употребляемые туземцами при переездах. Не имея надобности пускаться далеко в море за добычей, они не искусные ездоки в байдарках, которые отличаются длиной и качеством скорого хода.

Мне удалось видеть одну такую байдару в 52 фута длиной, с двумя мачтами и фальшбортами, которые опускаются или подымаются, смотря по надобности: на большом волнении к обоим бортам байдары привязываются надутые маклячьи пузыри, которые предохраняют ее от валкости.

Ф.Г. Киттлиц. Алеуты во время охоты на байдарке.

Искусство езды на собаках у североамериканских племен в младенчестве: они не имеют ни передовых собак, ни приученных свор и сами никогда не сидят на нартах. У приморцев собаки припрягаются к копыльям, мужчина идет впереди в лямке, женщина помогает, толкая нарту сзади, дети лет с семи следуют за нартой в лапках, совершая свои переходы по убитой ветром тундре или по льду. Для легкости полозья подшиваются моржовыми или мамонтовыми костями.

Развлечения. Мужская вечеринка близ редута Св. Михаила

12 октября. Пред началом игрушки мужчины в подполье пели хором, что ловы, промысла и торговля худые, что делить им нечем и что разве пляской они могут потешить своих жен. На это женщины возражали им, что они заранее знали, что мужья их лентяи, только парятся да трубки курят, но никак не ожидали, чтоб они были такие сидни, что и на первую вечеринку не припасли ничего для угощения, что поэтому не лучше ли разойтись всем спать.

М. Тиханов. Алеут демонстрирует охотничьи навыки. 1818 г.

Мужчины отвечали, что отправляются на промыслы, и вслед за ответом появился один из подполья. Мимика туземцами приморья доведена до plus ultra3. Плясун, одетый в женскую парку, с продетым сквозь носовой хрящ бисером, в пуклях из росомашьего меха, в браслетах, с неподражаемым искусством и комизмом передразнивал женщин, как те сбивают толкушу, как производят различные женские работы и вместе с тем как развлекаются посторонними предметами. Гостьи шушукались от удовольствия.

Наконец тот, сбросив с себя парку и прочие маскарадные украшения, весьма ловко начал представлять, как промышляют макляков и как, перевернувшись, справляются с опрокинутой байдаркой. Угощение его заключалось в целом вареном макляке. Я на свою долю получил горло. Другие представляли охоту за оленями, птицей и прочим и делили белужий жир, выделанные маклячьи кишки для камлеек, оленьи жилы, подошвы. Одному молодому сироте совершенно нечем было угощать, он вынес кондак воды, напился и покусился было остатками окатить женщин, но был теми остановлен.

Так дикарь севера проводит время, ненужное ему для снискания пищи и одежды. Это же время посвящено ими на выполнение своих религиозных обрядов: человек сотворен с понятием своей духовности. Нет ни одного племени на земном шаре, которое не сознавало бы своего бессмертия.

На маршруте

3 января 1843 года. Инкилики4 от племен приморских резко отличаются веселостью нрава. Перед сном, пока варилась у нас каша и семья Мускуа поджаривала на палках мороженую рыбу, сопровождающие нас двое молодых туземцев и мальчики нашего сопутника плясали перед огнем под звуки разнообразных живых воинственных своих напевов, даже малолетние не отставали, несмотря на то, что целый день были в ходьбе и, казалось, должны бы устать.

7 января... ввечеру ртуть замерзла5. При лунном сиянии с половины 7-го мы тронулись в путь. ... При подошве последнего холма протекает горный ручей Ктугутана, принадлежащий к водам квихпакского бассейна. На берегу его, опушенном огромными тополями и березою, останавливались на час времени для чайника и отдыха собак. Холод становится ощутителен: даже на ходу опасно снять рукавицу. Ночевали, пройдя мили четыре от спуска, в хорошем еловом лесу.

7 июня. Познакомясь с туземными обычаями, я мог без опасения брать часть их запасов и в том случае, если б и не имел, чем заплатить. Многие путешественники как наши, так и иностранные приписывают коренным жителям Северной Америки корыстолюбие, как врожденную страсть; это готов подтвердить и я, но только в тех племенах, которые через столкновение с европейцами познакомились с существительными - "богатство" и "нищета". Человек, руководимый природой, подозревает, но не пользуется своим "я". Пример делает много.

Русские торговцы и алеуты. XVIII в.

17 июня. Идя подле горы, мы ощущаем еще одно удовольствие, которого не имели со времени вскрытия реки: пьем чай, настоянный на прозрачной воде многочисленных горных потоков. Припомните, чай и сухари составляют зачастую единственную нашу пищу. Намекнув на воду, я должен прибавить, что вода Квихпака не имеет ни молочного цвета Куры, ни красноватого Аракса, но изжелта-серовата и на трехведерный бочонок в 3 дня дала почти 1/6 отстоя; впрочем, вода Квихпака, как и благословенной матушки Волги, весьма здорова.

Эти наблюдения произведены были во время пребывания нашего в Нулато; в исходе мая, с заморозками, вода становится чиста.

Ночная пляска

В первом часу за полночь подплыли к нам в числе шести лодочек три человека мужчин и три женщины с двумя грудными детьми, также племени тлегон-хотана. Разменявшись подарками, гости просили позволения выполнить свой религиозный обряд встречи. За исключением часового, остальные спали, но я полюбопытствовал узнать, в чем состояло дело.

Отыскав восток, мужчины стали в линию, лицом в ту сторону. Крайние молодые туземцы, выдернув из кос ястребиные перья и держа их в обеих руках, запели одну из незнакомых нам песен, слегка наклонясь всем телом вперед и в такт голоса приступая на правую ногу; средний, пожилых лет со всклокоченными, орлиным пухом посыпанными волосами, после первых звуков начал дико озираться во все стороны, скоро зашатался и в судорожных движениях сначала бормотал какие-то слова, потом залаял, затявкал, завыл по-волчьи, закричал по-вороньи, по-сорочьи...; пена клубом била из его рта...

Пляска продолжалась минут десять, и дикари уехали. Мне стало грустно: что это, думал я, просто ли обычайная пляска или еще черта связи человека с миром невидимым. Заснув в четвертом часу утра, я забыл отдать приказания о походе.

Встреча с луком

25 июня. На косе, прилежащей к месту нашей остановки, впервые нашли дикий лук, Allium сера. Можно представить себе радость команды, когда в нем она нашла что-то родное. Тотчас набрали и насолили все деревянные посудины, употребляемые и вместо суповых чаш, и для вычерпывания воды из байдары. Близ полуночи дождь принудил вытащить на берег наше кожаное судно.

Обед с индейцами

4 июля. Вскоре после полудня мы получили весьма странный визит: все женщины от старух до малолетних девочек пожаловали к нам в гости, к сбитню из сахарного песка и перца; я прибавил горсти две сухарей; сладкая вода понравилась посетительницам, но сухари отведывали только из любопытства. Пробыв с нами около трех часов и получа небольшие подарки, они нас оставили, и вслед за ними собрались мужчины. Один из них привез гвоздь, выдернутый из фалшкиля небольшой девочкой; часовой видел ее проказу, но мне не хотелось нарушать доброго согласия с гостями; за честность я подарил ему алеутский топорик; у других купил несколько бобров.

Л. Хорис. Алеуты.

В числе посетительниц девушку лет 15 с полным розовеньким личиком, черными глазами навыкате и правильными соболиными бровями считаю в числе двух исключений из всеобщей некрасивости женщин инкиликских племен. Все они были вымыты, вычесаны, в лучшей одежде; все были развязны, словоохотны, милы по-своему, но обращения нисколько не предосудительного; статься может, что поджидали от нас первого шага. Расспрашивая об этом происшествии Татлека6, я получил в ответ, что это знак полного расположения и доверия.

Русский быт

Предполагая в читателе любопытство узнать покороче состав и быт наших северных заселений или одиночек, достаточно было бы краткого объяснения, что русский человек везде одинаков. Где ни изберет место, на полярном ли круге, в благословенных ли долинах Калифорнии, везде ставит свою национальную избу, стряпню, баню, заводится хозяйкой; но на службу в колонии поступают люди, видевшие свет не с полатей; притом содержатся на полувоенной ноге, и потому место, огороженное глухим забором, называют редутом, избу - казармой, волоковое окно - бойницей, отдельную стряпню - кухней, даже хозяйку зовут иначе.

19 апреля 1844 года. Надобно заметить, что здесь женщины-туземки много способствуют собственными запасами: они ловят рыбу сетями, собирают ягоды, правда, со всяким сором, роют различные коренья, квасят борщ (Heracleum), дягильник (Angelica); напротив, креолка в Михайловском редуте или Ново-Архангельске почитает для себя низким всякие хозяйственные заботы, будучи твердо уверена, что в лице своего мужа и она должна прокармливаться за счет Компании.

Карта территорий Северо-Западной Америки, переданных Российской империей Северо-Американским Соединенным Штатам в 1867 году.

Нам удавалось задавать некоторым в последние годы выпущенным замуж из новоархангельского воспитательного дома вопросы вроде следующих: сколько на пуд обыкновенно употребляемой в колониях пшеничной муки выходит припеку или на стирку известного числа белья сколько потребно мыла? Ответы были одинаковы: "Не знаем-с, хлеб мы получаем готовый от хлебопека, мыла дают, сколько выйдет" и прочее.

Этим молодым женщинам было каждой под 20 лет. Все они ловко вальсируют, грациозно пляшут французские кадрили, все прекрасно вяжут шарфы, косыночки, шапочки, все читают "Мертвые души" Гоголя...

Бобры и ружья

25 мая. Туземец Севера, как дитя, требует воспитания: образование его зависит от нас. В настоящее время для благоденствия на земле ему нужно: ружье и десять гряд картофеля. Все это довольно легко выполнить.

Памятник Лаврентию Загоскину в селе Николаевка Пензенской области.

Нет сомнения, что ружье туземцу материка принесет великие выгоды, - не говорим этого о приморском племени, - с ружьем он получит необходимейшие средства к своему существованию - мясо для пищи и шкуру для одежды. Нельзя полагать, чтоб туземец стал ружьем промышлять бобров: верное на неверное никто не променяет. Напрасно предположение, чтоб ружья они употребляли ко взаимному истреблению. Нет, с ружьем требуется стать лицом к лицу с врагом, а это не в характере народа.

Мы видим воинственное племя колош, которым и мы, и англичане, и американцы с первого своего ознакомления стали продавать ружья. Что же? В частных ссорах между собой употребляют они их? Никогда. Ближайшее средство к отмщению - кинжал или копье - эти оружия надежнее; между ними разве только какой-нибудь анкау - старшина в пьяном виде или из хвастовства застрелит своего раба. Нам также известно, что во всех местах, в которых основываются заселения Компании на материке, междоусобные вражды туземцев потухают сами собой или прекращаются посредством русских.

1 октября 1839 г. Надобно побывать в Ситхе, чтоб понять ожидание почти тысячи человек прихода из Охотска судна, на котором единожды в год доставляются из Европы в американские колонии форменные бумаги, газеты и письма. Спустя шлюпку, я отправился с рапортом. Свидание моряка с моряком есть встреча родных, непонятная жителю твердой земли...

  • 1. Потомки от смешанных браков русских с алеутами, эскимосами или индейцами.
  • 2. Непромокаемая промысловая одежда.
  • 3. Дальше предела на латыни.
  • 4. Племя индейцев.
  • 5. Т.е. температура ниже -39.
  • 6. Татлек ("Собака") индеец-переводчик.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться