издается с 1879Купить журнал

Из звезды экрана в экспонат музея: где сегодня живет кукла наследника Тутти

11 июля 2024

В 1924 году, ровно сто лет назад, писатель Юрий Олеша создал свое первое большое произведение - роман-сказку "Три толстяка". Кто-то называл ее первой сказкой о революции в советской литературе. Кто-то утверждал, что Олеша посвятил свой роман личным переживаниям о неразделенной любви. Другие вообще считали, что нет в "Трех толстяках" ничего сказочного - ни магов, ни магии, только бесстрашные, самоотверженные люди.

Кукла наследника Тутти после реставрации "поселилась" в музее на Покровке.

Екатерина Якушева

Кукла наследника Тутти после реставрации "поселилась" в музее на Покровке.

Литературные критики отнеслись к произведению прохладно. Лидия Чуковская полагала, что сердце ребенка роман не тронет. Время показало, что Лидия Корнеевна была не права. "Трех толстяков" с удовольствием читали и дети, и взрослые. И читают до сих пор. Роман переведен на 17 языков.

Первое издание "Трех толстяков". 1928 г. Фото: Петербургский книжный аукцион

В 1930 году, по заказу МХАТа, Юрий Олеша переработал свое произведение для сцены. Пьеса "Три толстяка" давно идет во многих театрах мира. Наконец, в 1966 году на советские экраны вышел одноименный фильм-сказка, снятый великолепным актером Алексеем Баталовым и опытным режиссером, классиком соцреализма Иосифом Шапиро. Баталов, к тому же, сыграл в фильме одну из главных ролей - гимнаста-канатоходца Тибула.

Специально для роли он больше года учился ходить по канату, чтобы выполнить трюк без дублера. Тренировала актера его жена - циркачка Гитана Леонтенко. Она же занималась и с 13-летней литовской актрисой Линой Бракните, сыгравшей танцовщицу Суок. Подходящую на эту роль девочку искали по всему Советскому Союзу и нашли в одной из вильнюсских школ. Лина Бракните уже имела опыт съемок в кино, была спортивной, гибкой и схватывала акробатику на лету. Она переехала в Ленинград вместе со своей воспитательницей и год прожила в новом для нее городе, ходила в местную школу, ездила на тренировки и съемки.

В сценах, где Бракните изображала куклу, актрисе фиксировали веки и надевали парик, в котором, как она потом вспоминала, было ужасно жарко. Всего в фильме было три куклы: одна - в исполнении актрисы, вторая - муляж для трюковых сцен и третья - настоящая кукла, сделанная в 1965 году специально для съемок скульптором Валентиной Малахиевой по образу и подобию 13-летней Лины Бракните. Несмотря на то, что кукла получилась большой, в полный рост, она довольно легкая. Лицо сделано из папье-маше, а кисти рук слеплены из специальной пластичной массы. В локтях, коленях и щиколотках - шарниры для подвижности и естественности поз.

Судьба куклы наследника Тутти не так проста, как может показаться. Много лет она пылилась в хранилище киностудии "Ленфильм". Только в 1990-е году о ней вспомнили коллекционеры. Куклу выкупили и продали с аукциона. А позже она, отреставрированная своей создательницей Валентиной Малахиевой, попала в частный "Музей уникальных кукол" в Москве.

Кукла, созданная в 1965 году скульптором Валентиной Малахиевой по образу 13-летней актрисы Лины Бракните. Фото: Екатерина Якушева

Безусловно оригинальная кукла наследника Тутти из легендарного фильма - звезда этого музея. Но, помимо нее, здесь еще очень много интересного.

"Музей уникальных кукол" расположен на Покровке 13, стр.2 и основан в 1996 году театральной художницей и коллекционером Юлией Вишневской. Именно она стояла у истоков профессионального коллекционирования кукольного антиквариата в России.

Музей небольшой, сам как будто "кукольный", но при этом в его фондах хранится около 6 тысяч экспонатов. Основу коллекции музея составляют куклы середины XIX - начала XX века. Это был особенный период - золотой век кукольной промышленности. Ни до, ни после таких дорогих и детально проработанных игрушек массово не производилось. При этом это были именно куклы, предназначенные для игр, а не для коллекционирования.

Когда оказываешься в музее и начинаешь переходить от одной витрины к другой, кажется, что ловишь на себе пристальные взгляды. От некоторых даже становится не по себе. Все дело в том, что раньше кукольные глаза производились на тех же фабриках что и глазные протезы для людей. Поэтому взгляд кукол выглядит настолько одушевленным. Кстати, глаза - не единственная "настоящая" деталь старинной куклы. Парики для них зачастую делали из натуральных волос.

В 1880-х года были популярны так называемые трехликие куклы, в них любили играть даже представительницы династии Романовых. Кукла с тремя лицами - попытка производителей "оживить" игрушку. С помощью штыря можно было повернуть голову внутри парика и получить нужную эмоцию. Обычно это были улыбка, слезы и спящее выражение лица.

Трехликая кукла, мастер Карл Бергнер. Германия. 1890-е гг. Фото: Екатерина Якушева

В витринах "Музея уникальных кукол" представлены куклы-манекенщицы, изготовленные по эталону красоты своего времени. С их помощью в XIX веке демонстрировали коллекции кутюрье и владельцы ателье. Это помогало экономить дорогие ткани.

Постоянную экспозицию музея украшают 10 механических кукол-автоматонов. Эти заводные игрушки стоили фантастически дорого и не предназначались для игры. Они демонстрировали высокий статус владельца. Периодически на специальном экране в музее демонстрируется видео, в котором показано, как работают автоматоны. Особый восторг у посетителей вызывает кукла, выдувающая настоящие мыльные пузыри.

Музыкальные заводные куклы-автоматоны. 1880-1900-е гг. Фото: Екатерина Якушева

В начале XX века, в условиях возросшей конкуренции, производители начали изготавливать "новых" кукол. Они отличались по возрасту и даже по характеру. В моду вошла натуральность, особенно ярко проявившаяся в куклах младенцах.

Помимо всевозможных кукол в музее представлены кукольные дома и разнообразные предметы кукольного быта: сделанные с особой тщательностью одежда и обувь, шляпки и зонтики, столовое серебро, фарфоровые сервизы и украшения, миниатюрная мебель. Восхищает тщательность проработки деталей. Но этому есть объяснение. Дело в том, что практически все отрасли производств второй половины XIX - начала XX века выпускали продукцию не только для людей, но и для кукол. Так что несмотря на крохотный размер, швейные машинки, утюжки, плиты функционируют. В иглу швейных машинок можно вставить нитку и сделать строчку. В утюжки - положить настоящий уголь и погладить кукольное платье. В кухонную плиту положить щепки, поджечь и приготовить суп в маленьких кастрюльках.

Советские игрушки 1920-1950-х занимают всего пару витрин. Но зато все эти пупсы, зайцы, лисички, медведи, клоуны у многих вызовут ностальгию. Особую ценность для коллекционеров сейчас, как ни странно, представляют целлулоидные куклы-голыши - из-за хрупкости материала их уцелело не так много.

Витрина с главными раритетами советского кукольного производства - целлулоидными куклами-голышами. Фото: Екатерина Якушева

Кстати, кукла наследника Тутти - не единственная из представленных в музее кукол, которая может похвастаться участием в киносъемках. Многие куклы "снимались" в фильме "Андерсон. Жизнь без любви" (2006) режиссера Эльдара Рязанова и в сериале "Куприн" (2014), основанном на повестях и рассказах Александра Куприна.

А популярная песня "Кукла" группы "Иванушки International", оказывается, была посвящена основательнице музея Юлии Вишневской и ее антикварным куклам. Главную роль в клипе "сыграла", правда, современная кукла - нарядно одетая, рыжеволосая красавица в красной шляпке. На нее тоже можно полюбоваться сегодня через музейную витрину.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться