Находка ученых расскажет, чем питались древние люди в "масках смерти"

11 июля 2024

В ходе раскопок в Парке Победы Абакана археологи обнаружили следы проживания людей раннего железного века. Один из артефактов отправлен в лабораторию - он может пролить свет на то, что ел загадочный народ с необычными погребальными традициями, в ходе которых использовались особые маски.

Посмертные маски Таштыкской эпохи (I - V века нашей эры)

РИА Новости

Посмертные маски Таштыкской эпохи (I - V века нашей эры)

Поселение таштыкской культуры, существовавшей в начале I тысячелетия в бассейне Среднего Енисея, удалось обнаружить на площадке около улицы Ленинского Комсомола, сообщили в Госохранинспекции Хакасии.

На месте был найден фрагмент керамического сосуда, содержащий остатки снеди - после микробиологического исследования находка многое расскажет о пище наших предков, полагают археологи.

Кроме того, ученые нашли костяные наконечники стрел, кусочки керамических изделий, хорошо отшлифованную игральную кость (предположительно, баранью), керамическое украшение в виде цветка. Все это, по предварительным оценкам, несет "максимум научной информации".

Археолог Петр Амзараков предположил, что в месте раскопок могла располагаться мастерская по изготовлению костяных наконечников стрел. На это указал обнаруженный в процессе работы культурный слой с массой обломков изделий.

Ученые рассчитывают, что древнее поселение раскроет и дополнит имеющиеся знания о периоде, связанном с "масками смерти". Применение последних для усопших - отличительная черта таштыкской культуры. Маски позволяли не только "скрыть и украсить помертвевшие лица", но и продлить похоронный обряд, создать условия для того, чтобы затем приходить в склепы к близким и проводить там поминальные обряды.

Ранее российские ученые прочитали два генома таштыкских мумий, найденных в 1969 году. Их обнаружили в могиле размером 2,3 метра на полтора и высотой 0,85 метра. На лицах людей были замечены погребальные скульптурные гипсовые маски, раскрашенные черными полосами или красными спиралями.

В результате полногеномного анализа мужской и женской мумий удалось установить родственные связи и получить информацию об их генетических корнях в предшествующих популяциях Минусинской котловины и в населении предгорий Тянь-Шаня.

Также ранее компьютерное сканирование позволило увидеть лицо человека за посмертной маской. В частности, антропологи рассмотрели три слоя - маску, лицо и череп. Исследование показало, что при жизни мужчина носил косу, а также незадолго до смерти получил ранение, из-за чего на его лице образовался шов от левого глаза до уха. Сабельный удар или ритуальная операция - две основные версии, которые рассматривают ученые.