издается с 1879Купить журнал

Раскрыта роль русских церквей в формировании картины мира

16 июля 2024

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири Института археологии и этнографии CО РАН Анна Майничева опубликовала статью "Русские православные церкви "иже под колоколы": семантические особенности и формирование картины мира". В ней впервые выявляются духовные и религиозные основы построения русских православных церквей.

К числу храмов "иже под колоколы" относится Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе.

Википедия

К числу храмов "иже под колоколы" относится Церковь иконы Божией Матери "Знамение" на Шереметевом дворе.

Научная публикация вышла в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", который издает Институт археологии и этнографии CО РАН. Как пишет Анна Майничева, в статье впервые раскрывается специфика семантики русских православных церквей и их роль в формировании картины мира. Основополагающей теософемой выступает лестница как образ духовного совершенствования.

"Об этом говорят известные посвящения подколокольных церквей святым Столпникам, а также во имя чудесных событий вероучения, имеющих преобразовательную коннотацию, - пишет исследователь, - в честь святых, почитаемых в православии как проповедники, трактовавших и развивавших основополагающие понятия, и тех, кто, приобщившись к вере, пошел по пути развития духа".

По мнению ученого, в основе посвящений престолов чудесным событиям и чудотворным иконам, связанным с воинской славой, и святым воинам-победоносцам, покровителям военных, лежит идея победоносности животворящего столпа креста. А образ колокола как провозвестника Бога нашел выражение в том, что в подколокольных храмах колокола расположены непосредственно над литургическим пространством и несут пастве "глас Божий" прямо из сакрального пространства.

"Столпообразные здания храмов "иже под колоколы" представляют собой значимые элементы картины мира русских, акустически и визуально маркирующие православный культурный ландшафт, характеризуемый идеологемами духовного развития и торжества христианской веры", - к такому выводу приходит автор исследования.

Архитектурный тип храмов "иже под колоколы", то есть храм, который расположен под колоколами, под звоном, получил широкое распространение в русском церковном зодчестве только в конце XV - первой половине XVI века.

Хотя, как известно, Русь массово крестили еще в X веке. Тогда же и началась история строительства русских православных храмов. В первые годы они были деревянными, а первый каменный храм, по данным исследователей, был построен из плоского кирпича-плинфы.

Датируется он примерно 989 годом, когда князь Владимир приказал построить церковь на месте убийства первых мучеников на Руси, варягов Феодора и Иоанна.

В 996 году был возведен собор в честь Успения Божией Матери. Его построили и расписали греческие мастера, и этот собор представлял собой типичный византийский крестово-купольный храм с мозаиками и фресками.

Появившиеся позже храмы типа "иже под колоколы" стали оригинальными культовыми сооружениями, присущими только русской архитектуре и не имевшими аналогов на Западе.

Их отличительной особенностью является то, что ярус звона в таком храме сооружается над самим помещением, а не на отдельной колокольне. В большинстве случаев такие храмы представляют собой небольшие столпообразные сооружения.

Согласно одной из гипотез, храм Иоанна Лествичника в Московском Кремле стал первым храмом типа "иже под колоколы". Он был построен во время правления Ивана Калиты в 1329 году, но до наших дней не дошел.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться