В годы правления Петра Великого в России сложился новый похоронный ритуал, который был заимствован из Европы. Главной особенностью траурного церемониала российских монархов и представителей правящей семьи стала публичность.
Об этом говорится в научной статье кандидата исторических наук Татьяны Базаровой из Санкт-Петербургского института истории РАН, опубликованной в журнале "Вспомогательные исторические дисциплины". Автор описывает комплекс документов, связанный с церемонией прощания с Петром Великим, который хранился в собрании известного русского и советского историка и коллекционера Николая Лихачева.
"Это предназначенные для обнародования две брошюры с описанием траурной церемонии и погребальной залы, три из четырех гравированных ее видов", - сообщает Татьяна Базарова.
В работе также изучено рукописное "Описание погребательной залы", которое публикуется впервые. Анализ текста дает новые факты, позволяющие более полно реконструировать убранство Печальной залы Петра Великого.
Как пишет исследователь, в 1710-1720-х годах в Санкт-Петербурге сложился новый похоронный ритуал. Царскими усыпальницами стали Александро-Невский монастырь и Петропавловский собор.
Первый российский император Петр Великий скончался в Зимнем дворце 28 января 1725 года. Для организации его похорон была создана Печальная комиссия во главе с генерал-фельдцейхмейстером Яковом Брюсом.
Тело монарха было набальзамировано, а скульптор Растрелли снял с лица гипсовую маску. 30 января 1725 года в Малой зале нового Зимнего дворца началось прощание с телом усопшего, а в Кавалерском зале Зимнего дворца готовился Castrum Doloris - Печальная зала.
Она была "расположена по берегу Невы, длина ж ей без мала 59 футов, ширины 38, а вышины дватцать два фута францужских". Тело императора туда перенесли 13 февраля.
Его не очень умело набальзамировали, и оно уже в первые дни нахождения в Печальной зале покрылось следами разложения. Похороны состоялись только через 40 дней после начала прощания с монархом.
"Образцом для Печальной залы Петра Великого послужил траурный зал скончавшейся в 1723 году царицы Прасковьи Федоровны, под который переделали большой зал дворца на Фонтанке", - информирует Татьяна Базарова.
Особое внимание уделялось аллегорическим образам, которые должны были донести общегосударственную скорбь, отдать дань личности и правлению монарха. Оформлением залы занимался французский скульптор и архитектор Николя Пино.
"Впервые в российской истории после окончания траурной церемонии описание залы и похорон монарха были опубликованы в виде брошюры, - следует из исследования. - По указу из Кабинета императрицы Екатерины I от 30 апреля было подготовлено "Описание порядка, держанного при погребении… Петра Великого и Цесаревны Натальи Петровны".
Его сначала напечатали в Санкт-Петербурге в типографии Правительствующего Сената, а затем в 1726 году повторно издали в Московской типографии. Эти брошюры уже в XIX веке считались чрезвычайно редкими.
Автора их текста установить не удалось, хотя есть мнение, что таковым мог быть Яков Брюс, поскольку брошюры были похожи на немецкие аналоги. По одной из версий, Брюс даже планировал "издать богато иллюстрированный внушительный конволют по образцу берлинских и дрезденских дворов", но денег на это не хватило.
Помимо похоронных брошюр были созданы четыре гравюры Печальной залы. До наших дней дошли три из них. К ним прилагается рукописное описание церемонии, которое в предыдущие годы почти не привлекало внимание ученых.
"В отличие от печатных брошюр рукопись содержит только описание погребальной залы, в ней нет рассказа о церемонии погребения и перечисления ее участников,- сообщает Татьяна Базарова. - Дата создания описания Печальной залы в рукописи не приведена.
Несколько фраз указывают на то, что текст появился уже после погребения первого российского императора: "И помянутое тело стояло до 10-го числа марта месяца, а в 10 день его тело было погребено в крепости в церкви святых апостол Петра и Павла" и "Во время ж шестинеделного и болше как тело императорское было выставлено в сие место, тогда весь народ стекался и входил невозбранно видеть сего печалнаго позорища".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем