Новосибирский Академгородок когда-то был одним из лидеров в области компьютерных наук, а его ученые внесли существенный вклад в развитие вычислительной техники. Почему закончилась эта эпоха и как персональные компьютеры пришли на смену огромным программным комплексам, рассказали на постоянной выставке в Институте вычислительной математики и математической геофизики СО РАН.
То название, которое институт носит сейчас, он получил в 1997 году, а с момента создания в 1964 году и до переименования он назывался Вычислительный центр (ВЦ) и был самым крупным машинным парком коллективного пользования в стране. Его вычислительными возможностями пользовались другие научные институты, а в Академгородке в советское время их было 25.
ВЦ превосходил по мощности компьютерные центры, расположенные в Москве и Ленинграде. На пике славы в нем трудились 1300 человек.
Значительная доля сотрудников, а точнее сотрудниц, приходилась на операторов электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Почему-то на эту должность чаще брали женщин. Их рабочими местами были платы ввода - устройства размером со шкаф - на котором они должны были обрабатывать запрограммированные данные с помощью перфокарт.
"На чем раньше хранили информацию? Не было ни флэшек, ни дискет. Были вот такие перфокарты, на которых "дырочками" зашифровывалась программа. У ВЦ были свои брендированные перфокарты", - рассказала организатор экскурсионных программ в научном городке Анастасия Близнюк и показала группе школьников картонные таблички.
"А это первая советская флэшка", - продолжила Анастасия и подняла коробочку весом несколько килограммов. Изумленные школьники перехватывали коробку друг у друга, чтобы сфотографировать. "Флэшка" состояла из множества перфокарт, данные на которых требовалось ввести в ЭВМ для дальнейшей работы. Сотрудники других институтов, от физиков-ядерщиков до геологов и археологов, должны были приносить на ВЦ такие многокилограммовые носители информации для решения своих прикладных задач.
Компьютерный комплекс под названием БЭСМ-6 (Большая электронно-счетная машина) был востребован до конца 80-х. Потом стали появляться первые персональные компьютеры, мощностей которых хватало, чтобы обходиться без БЭСМ. Сегодня во всем мире осталось только две таких комплекса, они хранятся в музеях Москвы и Великобритании.
Кроме этих машин, в СССР производили другую компьютерную технику под различные задачи. Так, сотрудники ВЦ приняли участие в создании рабочей станции "Мрамор" для нужд издательства газеты "Правда". На этой машине можно было набирать и редактировать тексты, верстать страницы, обрабатывать фотографии. Основным автором программной части "Мрамора" был выдающийся ученый, пионер советской кибернетики Андрей Берс, житель Академгородка.
В числе сотрудников ВЦ были и другие выдающиеся ученые, достижения которых имели международное значение. Среди них создатель первых языков программирования Андрей Ершов. Или математик Сергей Годунов - он разработал точные алгоритмы решения задач вычислительной линейной алгебры, которыми пользуются во всем мире. Именем Сергея Годунова назван суперкомпьютер, который сейчас работает в институте математики.
А основатель ВЦ Гурий Марчук - личность, тем более, легендарная. Он возглавлял центр почти 20 лет, после чего создал в Москве Институт вычислительной математики РАН. С 1986 года по 1991-й Марчук возглавлял Академию наук СССР. Руководил Советом по научно-техническому сотрудничеству между СССР и Индией. В 2004 году возглавил кафедру вычислительных технологий и моделирования МГУ и руководил ею до самой смерти в 2013 году.
В 80-х годах в СССР производство собственных компьютеров стало тормозить, а потом прекратилось совсем. В 1990-е наука, в том числе кибернетика, стала мало кого интересовать. Огромное число ученых уехали из Академгородка в те страны, где их знания и таланты были более востребованы. Здание ВЦ опустело, помещения стали сдавать в аренду коммерческим организациям.
Не так давно руководство СО РАН предоставило часть первого этажа ВЦ под музейно-выставочное пространство "АкадемВЦентре". В помещении по соседству работает частный музей, в котором можно с головой окунуться в атмосферу 1990-х - начала 2000-х. Здесь собрана популярная в те годы компьютерная и игровая техника. По коллекции можно проследить, как развивалась, в том числе, игровая культура, как совершенствовалась графика, а вслед за ней увеличивалась производительность процессоров.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем