издается с 1879Купить журнал

Моральный шок: что испытали в Германии после Сталинградской битвы

24 июля 2024

В сети появился электронный образ рассекреченного документа, оригинал которого хранится в архиве Службы внешней разведки России. Речь идет о спецсообщении Разведывательного управления НКВД СССР в ГКО СССР и НКИД СССР.

Разбитая немецкая техника на улицах Сталинграда.

Волгоградский областной краеведческий музей

Разбитая немецкая техника на улицах Сталинграда.

Спецсообщение было послано в СССР советским агентом в Лондоне 12 марта 1943 года. В нем приводятся добытые агентурным путем тексты сразу двух донесений шведского военного атташе в Берлине о моральном эффекте в Германии от поражения немецкой армии под Сталинградом.

Электронный образ архивного документа недавно пополнил коллекцию Президентской библиотеки. Одно из донесений шведского военного атташе датировано 4 февраля 1943 года.

"Моральный эффект от поражения немцев под Сталинградом исключительно серьезен, тем более, что понесенные ими там потери трудно возместить, - докладывал шведский атташе своему начальству.

Уничтоженные части являлись цветом армии: погибло много штабных офицеров. Некоторые наблюдатели здесь предполагают, что немцам удастся стабилизировать фронт на той линии, по которой фронт проходит зимой. Другие, наоборот, считают, что немцы должны будут отойти до Днепра".

Фото: prlib.ru

Атташе со ссылкой на мнение ряда военных, с которыми ему довелось пообщаться в Берлине, также предполагал, что большинство немецких войск с южного участка фронта будут отведены, но тяжелое вооружение им придется оставить.

Грязь и распутица создавали "известные трудности". В качестве примера атташе приводит переброску только одной румынской дивизии через Керченский пролив, которая продолжалась две недели.

К тому же в частях царила паника. Некоторые подразделения потеряли 9/10 своего состава. Словацкий военный атташе в беседе со шведским коллегой пожаловался на то, что "словацкая дивизия еще три недели назад потеряла 50 процентов личного состава и всю свою тяжелую артиллерию".

Особенно большие потери понесли немецкие танковые части.

Интересно, что немцы в Берлине винили в поражении японцев, не выполнивших своего обещания открыть второй фронт против Советского Союза.

Пугало немцев и положение с горючим, ибо запасов хватало на удовлетворение 50-60 процентов всех потребностей германских частей. В связи с этим в Берлине начали изучать вопрос бурения новых скважин для добычи нефти в Румынии, Австрии, Польше, Словакии и Албании.

Однако авторы идеи признавали, что на бурение уйдет от 4 до 6 месяцев, и 30 процентов из них окажутся бесполезными. На тот момент Германия на оккупированных территориях добывала 3,2 миллиона тонн нефти в год, потребности же немецкой армии в горючем составляли 800 тысяч тонн в месяц.

Второе донесение было написано 3 февраля 1943 года. В нем шведский атташе буквально "сдает" словацкого военного атташе генерала Маллера, сообщая, что тот крайне критически отзывался о немецком командовании и всю ответственность за поражения возлагал лично на Гитлера.

Кроме того, Маллер увидел признаки появления "второго Сталинграда" в Тунисе, где немцы сражались с войсками союзников. Из донесения также следовало, что немцы ожидали поддержки от венгров. В те дни представитель Венгрии побывал с визитом в Берлине, после чего обещал отправить под Сталинград 10 новых венгерских дивизий.

Резидент в Лондоне также добыл информацию о появлении у немцев "какого-то специального танка", который весит 70 тонн, но внешне выглядит втрое легче. "Этот танк имеет броню в 100-120 мм", - таким словами завершил спецдонесение советский резидент в Лондоне.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться