Суздаль - город загадочный. В этом году ему по официальной "летописной версии" исполняется тысяча лет, но на самом деле он гораздо древнее. Есть даже легенда о том, что город основал один из прямых потомков библейского Ноя. Ее записал в середине ХVIII века ключарь Богородице-Рождественского собора Анания Федоров.
Увлекательный роман
Согласно легенде, после всемирного потопа три брата из рода Иафетова пришли в Русскую землю и основали многие города, среди которых были и Великий Новгород, и Суждаль (именно так его называли в те давние времена). Правда, есть и другое предание, гласящее, что место для будущего города князю Владимиру Мономаху указал во сне ангел.
Какая из легенд больше нравится, каждый может решить сам. При этом стоит лишь сказать, что вся история Суздаля - это причудливый узор, в котором реальность переплетена с чудесами. Город словно был омыт мертвой и живой водой времени, он не раз сгорал дотла во время вражеских набегов, пустел от чумы, но всегда, словно птица феникс, возрождался из пепла.
История Суздаля читается, как увлекательный роман. Здесь когда-то правили великие князья, жгли огонь в капищах волхвы, проносилась конница Батыя, проповедовали первые русские святые, грустили в заточении опальные жены царей... При этом город еще с незапамятных времен был известен далеко за пределами Руси. О его существовании упоминали хронисты Византии, Персии, Скандинавских стран.
В здешних землях вынашивал свои планы Владимир Мономах и доживал в казематах последние дни прозорливый монах Авель. Отсюда происходил и старинный аристократический род князя Дмитрия Пожарского, которому во времена смуты предстояло спасти Россию от польско-литовского нашествия.
Но все это случится потом.
А ровно тысячу лет назад произошло событие, которое стало своеобразной отправной точкой для истории Суздаля.
Рожденный в бунте
"Повесть временных лет" рассказывает, что в 1024 году от Рождества Христова здешние хлебопашцы пережили по причине засухи ужасный неурожай. Суздальцам грозил голод, и разгневанный народ потребовал от волхвов указать, чья в том вина. А те, как сообщает летописец, "по дьявольскому наущению и бесованью" подняли людей на бунт и повели их громить "старшую чадь".
Кого тогда громили? Историки об этом спорят до сих пор. В советское время более предпочтительной считалась версия о народном восстании против местных кровопийц-эксплуататоров. Но если глянуть описание других подобных волнений, прокатившихся по Киеву, Новгороду, Ростову в XI столетии, то, похоже, языческие жрецы во всем винили женское колдовство. И посему изводили "зажиточных ведьм", которые "хлеб прячут и голод пущают". В общем, есть и такая версия.
Однако вдоволь насладиться своей властью над разъяренными толпами людей волхвам не удалось. Ростово-Суздальская земля в то время еще была окраиной владений киевского князя Ярослава Мудрого, который вскоре и прибыл в город со своей дружиной. Пленив буйных волхвов, князь особо повинных в смуте казнил, остальных же отправил в изгнание. А после усмирения бунта добыл хлеб у волжских булгар, и угроза голода миновала.
Напоследок Ярослав Мудрый молвил суздальцам с укоризной: "Бог посылает за грехи на любую землю голод, или мор, или засуху, или иную казнь, а человек ничего не знает о том". И, оставив сие наставление, отбыл к себе в столицу.
Колокольное имя
За 1000-летнюю историю беды обрушивались на Суздаль, словно его кто-то проклял. Только в XVII веке город дочиста разоряют крымские татары, обращает в пепелище небывалый пожар и убивает моровая язва. Или, проще говоря, чума, когда мертвых не успевали хоронить, а во всем городе осталось только 1390 жителей.
Какой город выдержит подобные сокрушительные удары судьбы? Но Суздаль не сгинул, устоял. А по заверению ученых, в нем даже обозначился настоящий "экономический подъем". До конца столетия в Суздальской епархии было построено порядка 70 храмов. А всего лишь через 30 лет после эпидемии моровой язвы число горожан выросло почти в пять раз.
В чем тайна Суздаля, вновь и вновь возвращающая его к жизни? Летописцы, ученые люди потратили немало сил на осмысление жестоких испытаний и бед, которые "огненными дождями" проливались на город. Однако тайна не в том, как и почему раз за разом умирал Суздаль, а в том, как стремительно он всегда возрождался. Так, может быть, не случайно ключарь Анания Федоров называл в своей книге Суздаль "градом Богоспасаемым"?
Слово "Суздаль" похоже на протяжный, но высокий по чистоте звон колокола. Вслушайтесь: Суз-да-аль. Но это не просто фонетика. Колокольное звучание имени города всегда слышалось в переломные, самые тяжелые годы нашей истории. Судите сами, еще в XII веке Юрий Долгорукий создавал здесь прообраз могущественного Московского княжества, а спустя пятьсот лет его прямой потомок Дмитрий Пожарский, всегда считавший себя суздальским князем, разбил войска иноземных захватчиков, освободил Кремль и стал "Спасителем Отечества". Правда, этот титул Петр I даровал князю уже после его смерти.
Ностальгия по прошлому
В это сложно поверить, но количество жителей в Суздале существенно не меняется уже примерно тысячу лет. Мистическое число - 10 000 человек. Стоит к нему приблизиться или немного превысить, и на город сваливаются всякие беды: набеги, засухи, пожары, эпидемии. Сегодня в графе "население" вновь приемлемое число - 9090. Именно столько жителей было зафиксировано в прошлом году.
Правда, есть один существенный нюанс. Сколько за последнее время в Суздаль переселилось москвичей, обитателей иных отечественных мегаполисов и даже мигрантов из Европы, не знает точно никто. Только я с ходу насчитал дюжину иностранцев, променявших европейские ценности на "древнерусскую тишину и благолепие". Впрочем, особой разницы между переселенцами нет. Все они беженцы, спасающиеся из опостылевших человейников, где скорость времени сбивает человека с ног.
Что манит их сюда? Ностальгия по прошлому. Простому и понятному.
Суздаль обладает уникальной способностью духовной регенерации. Как бы ни испытывала его судьба, какие бы жуткие лихолетья ни настигали, он всегда оживал. Сгорал в жарком пламени истории и вновь возрождался. Говоря же более приземлено, Суздаль - портативная модель России, уже тысячу лет летящая по русской синусоиде. Восторгаясь Суздалем, местные гиды любят рассказывать, что всего на девяти квадратных километрах исторической части города находится более 300 (!) памятников культурного наследия, а из любой точки здесь можно увидеть хотя бы один купол храма. И это чистая правда.
Туристический поток, пролившийся на Суздаль в прошлом году, достиг двух миллионов человек. Только во время новогодних праздников народу здесь побывало раз в пятнадцать больше, чем жителей в городе. Среди самых популярных утех экономики впечатлений праздник Огурца, гусиные бои, дегустация медовухи, квест-прогулки, катание детей на пони с крылышкам и другие радости. В праздничные дни город бурлит от слоняющихся толп туристов.
Но стоит ударить колоколу Спасо-Евфимиева монастыря - все будто замирает. И тогда чувствуешь, что Суздаль - это не скомороший город зазывал и розовых пони-единорогов, не унылая резервация исторических памятников под эгидой ЮНЕСКО.
Суздаль - это письмо Бога, на которое мы пока не знаем, что ответить.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем