Электронная библиотека исторических документов, являющаяся частью Федерального историко-документального просветительского портала, оцифровала очерк Бориса Шумяцкого "Сталин о кино".
Очерк был написан в январе 1935 года, когда Борис Шумяцкий был руководителем советского кинематографа. Это был набросок к книге "Тов. Сталин о кино". На сайте электронной библиотеки данный раритетный документ появился в свободном доступе.
Очерк свой Шумяцкий начал с таких слов: "Великий создатель пролетарской партии и социалистической революции В.И.Ленин положил основу советского кино. Его гениальный соратник и продолжатель - великий И.В. Сталин - возвел на этом фундаменте прекрасное здание советской кинематографии, обеспечил зарождение и пышный расцвет искусства советского кино".
Далее автор фактически переходит к хронологическому описанию наиболее важных, с его точки зрения, событий. И описывается отношение к ним Иосифа Сталина. Начинается хроника с 1924 года, когда вышел хроникальный фильм "Похороны Ленина".
"Этому фильму И.В.Сталин придавал исключительное значение, - писал Шумяцкий. - В хорошо мне лично известной телеграмме советским полпредам за границу (а я в это время вел эту работу), он указывал, что показу этой ленты он придает важное международное значение.
Он указывал, что этот фильм позволит рассеять кампанию клеветы, которая в это время была поднята прессой почти всех капиталистических стран, распространявшей вести о том, что в связи со смертью Ленина в стране, в ее основных центрах и в особенности в Москве якобы начались мятежи против Советской власти".
По мнению Шумяцкого, уже тогда Сталин правильно определил огромное культурно-политическое значение советского кинематографа не только в масштабе страны, но и за границей. Закрепил же свое мнение в докладе на XIII съезде РКП следующей установкой: "Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача - взять это дело в свои руки".
По его предложению партсъезд вынес решение: "Кино должно стать могущественным средством коммунистического просвещения и агитации. Необходимо привлечь к этому внимание широких пролетарских масс, партийных и профессиональных организаций".
Тогда же было решено объединить существующие киноорганизации на основе сохранения монополии проката в каждой республике, понизить налоги и пошлины на кино, шире снабжать рабочие районы и красноармейские клубы агитационными, научными и художественными фильмами.
Эти установки Сталина быстро начали внедряться в жизнь. Шумяцкий писал, что все дело проката и производства фильмов в РСФСР было объединено в лице советского акционерного общества Совкино. В 1924 году деревня получила первые 739 киноустановок. Был введен льготный тариф для народных клубов и научных картин, выпущен 41 художественный фильм.
Знаковым событием 1926 года стал выход картины Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Шумяцкий отмечал, что киноорганизации отнеслись вначале к этому фильму как к ординарному явлению.
Однако отношение изменилось, когда Сталин после просмотра дал этому фильму исключительно высокую оценку. В беседе с руководителями кино он на примере "Броненосца Потемкина" заявил, что "среди творческих кадров советской кинематографии создались уже мастера, которые могут подымать самые трудные, самые сложные темы и разрешать их ярко и талантливо".
Задача же киноруководства, как тогда заявил Сталин, заключается в том, чтобы правильно повести идейно-воспитательную работу с этими мастерами, правильно ими руководить. Прогноз вождя сбылся в том же году, когда был выпущен второй шедевр советской кинематографии - фильм "Мать" Всеволода Пудовкина.
И еще любопытный факт указал Шумяцкий. В 1927-м году в политическом отчете ЦК ВКП(б) к XV-му съезду партии Сталин поставил перед кино дополнительные задачи, в том числе задачу при помощи кино начать вытеснять водку:
"Я думаю, - говорил Иосиф Виссарионович, - что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело, вместо водки, такие источники дохода, как радио и кино".
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем