Во второй половине XIX века среди знатных особ пользовались популярностью наряды-конструкторы, которые можно было носить как днем, так и вечером, отстегнув лишнее. Как минимум один из таких принадлежал императрице Марии Федоровне.
Необычный туалет, воплощающий функциональную модную тенденцию того времени, представили в Эрмитаже.
"Интересной особенностью женской одежды тогда было включение в комплект костюма двух разных лифов к одной юбке", - рассказали историки.
Суть в том, что один лиф - закрытый - предназначался для визитов, в том числе деловых, в течение дня. У такого варианта верха были также длинные рукава, придающие платью нужную строгость. Этот наряд легко превращался в вечернее платье с декольте и более яркими украшениями, стоило его хозяйке сменить один лиф на другой, не снимая юбки.
Легкости вечернему варианту придавали воздушные рукава. В любом виде платье смотрелось изысканно, так как сочетало самые модные во второй половине XIX века материалы и фактуры - красный бархат, сиреневый атлас, декорирование искусной вышивкой с кружевом.
Сообщается, что идея превратить бальное платье в более простой и повседневный наряд и наоборот очень вдохновила императрицу.
Родоначальником тренда, предполагающего экономию времени на переодевании, считается знаменитый кутюрье Чарльз Ворт, которого историки представляют как любимого портного Марии Федоровны. Его модный дом и создал изысканное платье для императрицы, представленное в Эрмитаже. Были у нее и другие наряды, выполненные Вортом на заказ. Его платья императрица дарила невестке, Александре Федоровне, надеясь привить той тонкий вкус к одежде.
Кстати, Мария Федоровна не ездила на примерки в Париж, предпочитая высылать описание желаемого наряда (иногда словесное, иногда набросок) и свои мерки. В остальных деталях она полагалась на Чарльза Ворта и мастеров его ателье.
Иногда заказ от императрицы мог звучать так: "Пришлите мне обеденное платье". Кстати, сохранились мерки императрицы, даже после рождения шести детей, ее талия оставалась 65 см.
Среди оттенков, которым Мария Федоровна отдавала предпочтение, были (помимо красного и сиреневого) цвет морской волны, белый, соломенный.
После смерти любимого супруга Александра III Мария Федоровна носила в основном приглушенные темные тона, фиолетовый, черный, серый.
О том, как изменилась европейская мода за полвека, на рубеже XIX-XX столетий, можно узнать, посетив выставку "Костюмы "Прекрасной эпохи" (belle époque), которая работает в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра "Старая Деревня" государственного Эрмитажа. Многие костюмы на выставке показали впервые. Перед тем, как занять место в коллекции, они были отреставрированы.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем