Франц-Альберт Шехтель (Федором он стал только в 1915 году, когда принял православие) - прославленный зодчий, график, сценограф, один из создателей русского модерна. Антон Чехов называл его "талантливейшим из всех архитекторов мира", хотя диплом архитектора Шехтель так и не получил.
Родился Федор Осипович Шехтель в Санкт-Петербурге 7 августа (26 июля по старому стилю) 1859 года в семье поволжских немцев, живших в России со времен императрицы Екатерины II. Они сохранили веру предков и некоторые традиции, но русского в Шехтелях было гораздо больше, чем германского.
Когда мальчику было шесть лет, его семья переехала в Саратов. Здесь отец Федора вместе со своим старшим братом руководил крахмальным заводом, ткацкой фабрикой и театром. Однако вскоре умер отец, а вслед за ним и его брат. Семья осталась без средств к существованию. Положение было отчаянным. Мать Дарья Карловна отдала на усыновление двух младших детей, а сама переехала в Москву, где, по протекции купца, гласного Саратовской городской думы и ближайшего своего родственника Тимофея Жегина, устроилась экономкой в дом мецената, коллекционера русского изобразительного искусства Павла Третьякова.
Федора же оставили в доме Жегина в Саратове, где он воспитывался вместе с дочерями своего благодетеля. Позднее одна из них - Наталья - станет женой архитектора. А пока юноша получил домашнее начальное образование, сдал вступительные экзамены в Первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда Шехтель проявил способности к рисованию и черчению.
В 1875 году он окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова Федор Шехтель познакомился со многими известными культурными деятелями того времени, в том числе с архитектором Александром Каминским. Он пригласил Шехтеля работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение на курс другого не менее талантливого архитектора - Дмитрия Чичагова. Но закончить училище Шехтель не смог. Его отчислили с формулировкой "за плохую посещаемость". Сам зодчий объяснял неудачу тем, что вынужден был заботиться о больной матери.
Несмотря на отсутствие диплома, Шехтелю удалось поработать в архитектурных мастерских и Александра Каминского, и Дмитрия Чичагова, и еще одного видного архитектора - Константина Терского. Вместе с ними молодой архитектор участвовал в строительстве здания театра Георга Парадиза (сегодня это театр им. Вл. Маяковского) на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка.
В 1880-х - начале 1890-х годов Федор Осипович работал не только как архитектор, но и как декоратор, создатель театральных костюмов и временных сооружений для городских парков, художник-оформитель, виньетист и рисовальщик.
15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского кремля венчались на царство Александр III и его супругиа Мария Федоровныа. Праздничные парады и представления по этому случаю продолжались три недели. Одной из костюмированных постановок-шествий была "Весна красна", оформил которую Федор Шехтель: создал персонажей, их костюмы и всю бутафорию. Постановка понравилась и в том же году эскизы Шехтеля издали отдельным альбомом, тираж которого допечатывали дважды - это был серьезный успех.
В этот же период вместе с Николаем и Антоном Чеховыми Шехтель сотрудничал с юмористическими журналами "Будильник" и "Сверчок", в последнем - в качестве штатного художника. Свои работы он подписывал псевдонимами "Ф. Ш." или "Финь-Шампань".
В этот же период архитектор спроектировал и первые частные дома. Большинство из них были, правда, за пределами Москвы - все из-за отсутствия пресловутого диплома. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор органично сочетал черты всех известных ему стилей. Монастырские башни у него прекрасно соседствовали со средневековыми, а византийские элементы - с готическими.
Много строил Шехтель и для династии Морозовых. Например, на реке Киржач для Саввы Тимофеевича была сооружена деревянная дача в русском стиле. А глава торгового дома "Викула Морозов и сыновья" Викула Елисеевич заказал архитектору радикально перестроить усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском.
Но настоящим шедевром и прорывом в карьере для Федора Шехтеля стало строительство особняка по заказу Саввы Морозова для его супруги Зинаиды Григорьевны. Построенный в центре Москвы, на Спиридоновке, особняк в стиле английской готики стал воплощением давней мечты Саввы Морозова, несколько лет прожившего в Англии.
Шехтель выполнил более 600 чертежей, среди них не только инженерные планы, но и детали интерьера и наброски мебели. Особняк был выстроен в стиле средневековых английских замков: с заостренными кверху башнями, стрельчатыми окнами и декоративными элементами, которые напоминали зубцы крепостной стены. Фасад здания украшали изображения львов и химер. Для оформления интерьеров архитектор привлек молодого и еще никому не известного Михаила Врубеля.
Особняк был построен со всей возможной роскошью и стал главной городской новостью 1898 года. В газетах его называли "московским чудом". С этого времени Шехтель превратился в востребованного, популярного архитектора, а среди его клиентов были самые богатые и именитые заказчики.
К тому же, еще в январе 1894 Федор Осипович получил Свидетельство Техническо-Строительного комитета МВД. А это означало, что он теперь имел право производить работы по гражданской строительной и дорожной частям. Еще через год Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО) и оставался его членом более 30 лет.
Переход от готики к модерну у архитектора произошел в 1900 году и совпал с началом строительства уникального особняка для предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Особняк, возведенный по проекту Шехтеля на Малой Никитской, очень выделялся среди окружающей застройки: облицованный светлым глазурованным кирпичом, с асимметричными выступами стен, каждое окно индивидуально по форме и размеру, а по периметру верхней части - широкий мозаичный фриз с изображением гигантских орхидей. Внутри дом тоже был устроен очень интересно. Каждый этаж - отдельный мир. Главным украшением интерьера стала парадная "тающая" лестница, по форме напоминающая волну.
Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II "Об Укреплении Начал Веротерпимости" им было запрещено иметь собственные культовые сооружения. Поэтому Шехтель в мансарде северо-западной части дома выполнил для мецената и его семьи тайную молельню.
Среди других значительных работ архитектора - кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади. Это был первый кинотеатр в Москве, для которого построили отдельное здание. Спустя 4 года после открытия его реконструировали по проекту Шехтеля. В итоге, фасад был выкрашен в серый цвет и украшен элементами античной классики. А зрительный зал увеличен больше чем вдвое.
Шехтель реконструировал и здание Художественного театра (сегодня - МХТ имени Чехова ). Архитектор продумал все - от мельчайших деталей отделки до знаменитой чайки, ставшей эмблемой театра.
После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни. Его особняк на Большой Садовой был национализирован. Вместе с семьей архитектор до конца своих дней скитался по разным квартирам. Заказы на строительство практически не поступали. Единственным реализованным его проектом стал павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года.
При этом Шехтель занимал довольно высокие посты. Например, был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, а также председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ - центральном органе, который управлял наукой.
Последние годы Федор Шехтель жил в очень тяжелых условиях. Назначенной ему пенсии не хватало даже на лекарства. Великий архитектор скончался после продолжительной болезни 7 июля 1926 года и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем