В журнале "Отечественные архивы" вышла научная публикация, проливающая новый свет на саратовский период в биографии Петра Столыпина (1862-1911). Он пришелся на 1903-1906 годы, когда Столыпин был губернатором, и стал важным временем накопления административно-политического опыта для будущих реформ.
Как сообщает Федеральное архивное агентство, опубликованы не издававшиеся ранее мемуары уездного предводителя дворянства Аткарского уезда Саратовской губернии Николая фон Гардера.
"Они интересны не только любопытными подробностями о поездках Столыпина по губернии, показывающими его отношение к вопросам дворянской чести, эмоциональные срывы при общении с крестьянами, но и общей их направленностью, - сообщает ресурс.
Созданный в них образ выбивается из ряда общепринятых оценок саратовского губернатора. В многочисленных воспоминаниях Столыпин, как правило, предстает воплощением твердости местной власти, жестким администратором, бескомпромиссным, уверенным в себе хозяином губернии, мужественно подавившим революционное движение в губернии, что открыло ему путь на вершину власти".
Однако опубликованные мемуары представляют Столыпина совсем в ином образе. Прежде всего, Гардер пишет, что в губернии от нового губернатора ожидали куда большего. Надежды были связаны с тем, что Столыпина считали назначенцем министра внутренних дел Плеве. Поэтому жаждали от него "проявления власти во всех общественных делах".
"Однако постепенно наступило разочарование, ибо Столыпин не предпринимал "в это критическое время" решительных мер по умиротворению губернии, как будто к чему-то прислушивался, не решался открыто высказывать свои взгляды, колебался, не брал на себя ответственность, не давал твердых и определенных инструкций ни земским начальникам, ни полиции", - пишет в предисловии к мемуарам к.и.н. Артур Пиреев из Государственного архива Саратовской области.
По словам исследователя, особенно возмущало Гардера то, что при объездах губернии Столыпин успокаивал крестьян уверениями: мол, земля будет им дана. И провоцировал радикальные настроения в саратовском обществе.
В тех случаях, когда крестьяне выражали недовольство, не прибегая к действиям, Столыпин ограничивался увещеваниями, следует из работы. А когда встречал упорное противодействие - применял аресты зачинщиков и добивался покаяния крестьян.
Крестьянские выступления и революционное движение в целом Столыпин подавлял силой "внушительно организованной", о чем сообщал в своих донесениях в МВД. По уездам он рассылал воинские подразделения, чему сохранилось множество неопубликованных документальных свидетельств.
"По мнению Гардера, многие в Саратове настолько были убеждены в неспособности Столыпина к административной деятельности, что согласие его занять пост министра внутренних дел и затем главы правительства стало совершенно неожиданным", - отмечает Артур Пиреев.
Интересно, что рукопись Гардера хранится в Государственном архиве РФ в "Коллекции вещественных доказательств, изъятых жандармскими учреждениями при обысках редакций, газет и отдельных лиц". "К сожалению, установить, каким образом рукопись Гардера попала в число антиправительственных материалов, не удалось", - резюмирует Пиреев.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем