издается с 1879Купить журнал

Дорога до Суздаля довела - жители крохотной деревни однажды решили, что дальше так ездить нельзя

Все дороги ведут в Суздаль! В юбилейном году - точно. Но у крохотной деревни Пустой Ярославль из Суздальского района нынче тоже красивая дата - 520 лет.

Гладко на бумаге, но в Пустом Ярославле хорошо знают про овраги.

Артем Локалов

Гладко на бумаге, но в Пустом Ярославле хорошо знают про овраги.

И своя удивительная история.

Здесь давно повелось: жители Пустого Ярославля каждый год сами ремонтируют путь к себе в деревню. Про них не раз писала "Родина", а после наших публикаций сняли сюжеты и центральные телеканалы. Так была построена дорога в деревню, которой еще в 1980-х выписали билет в один конец.

Один в поле воин

Нет в округе больше Ботулина, Оринок, Завалов, Новиковки, Пшеничникова... Какие-то деревни вымерли, какие-то расселены и раздавлены гусеницами бульдозеров. Видели ли вы, как раскатывают по бревнышку деревенскую избу? Или сравнивают с землей кирпичный дом?

Деревенский дом - как живой человек. Каждый - со своим взглядом. То в резном наличнике, то с обычными окошками, выкрашенными в незатейливый цвет. Этот последний взгляд, часто с занавесками, которые так и остались висеть до последнего, не забыть никогда.

Еще до политики по расселению "неперспективных деревень" была практика их переименования. Например, в 1966 году Владимирский облисполком выпустил постановление, по которому с карты исчезло несколько исторических названий, которые посчитали "неблагозвучными". Так, Владимирская область лишилась Больших и Горелых Рылух, Сидоровой Саранчи, Лачуг. А в Вязниковском районе под раздачу почему-то попали Осинки - они стали Сосновкой, в Гусь-Хрустальном районе Гришки сменили на Заболотье. Ушли навсегда в историю Псилово, Козлятьево и даже Кошкино, не говоря уж о Кобелихе, Пьянцине и Вошне. На смену им пришли Зеленые Пруды, Красное Заречье, Терновка, Подгорная, Дружная...

А Пустой Ярославль живет всем смертям назло!

Пустой, но не пустышка

Как получилось, что Пустой Ярославль не стал каким-нибудь Красным Серпом? Как не опустел? И откуда вообще такое название?

Деревня стоит на краю глубокого оврага - или врага, как говорят здесь. Еще крутой овраг называют яром. Отсюда, очевидно, исконное название. Слово же "Пустой", возможно, стало его частью после того, как селение пришло в запустение. Не исключено, что это была пустошь Ярославль. Пустошью называли участок земли, заброшенный прежними владельцами по каким-то причинам.

А в Пустом Ярославле одна из деревенских легенд относит название к нашествию ордынцев в 1238 году. Тогда наместник хана будто бы отвечал в донесении предводителю, что после того как по здешней местности прошлось полчище, в нем стало так же пусто, как и у хана, опустошившего к тому времени город Ярославль.

Дорожный ремонт как традиция. Фото: Артем Локалов

Официальный же документ, где впервые упоминается суздальский Ярославль - историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Из него следует, что сельцо Ярославль значится в жалованной грамоте великого князя владимирского и московского Ивана III митрополиту Московскому и всея Руси Симону в 1504 году "о неподсудности митрополичьих сел и деревень".

Но в историю Пустой Ярославль вошел не как митрополичье владение, а как родина русского бездорожья, где жители регулярно мостят дорогу, но она после ливней всякий раз тонет в черноземе.

Родина русского бездорожья

Так было и в 1897 году, когда в Материалах для оценки земель Владимирской губернии записали слова крестьян Пустого Ярославля и соседней несуществующей теперь деревни Малоярославец, что "земля после дождя лубенеет, затем сильно растрескивается", а "в сырое время лошадь в ней сильно "вязнет".

Вместе сподручней! Фото: Артем Локалов

Вот и вопрос с постройкой дороги в Пустой Ярославль мог бы увязнуть надолго, но жители грамотно его подсветили на конкурсе "Самая красивая деревня Владимирской области". Деревню отметили в одной из номинаций - и средства на стройку дороги нашлись. В 2021-м путь наконец протянули в деревню. По щебеночной дороге в Пустой Ярославль теперь можно попасть, несмотря на дожди. Правда, приходится делать крюк в 15 километров. Поэтому когда погода хорошая и короткая дорога в порядке, народ пользуется ею.

В общем, Пустой Ярославль даже после постройки новой дороги не перестал быть родиной русского бездорожья. К тому же щебеночная дорога заканчивается у самого въезда в деревню, у Новой Сторонки - так называется одна из улиц. В распутицу пробраться к домам получается с трудом. То надо преодолеть "болотину", что внезапно образовалась посреди улицы, то взобраться в крутую горку Собачьего оврага, делящего деревню пополам...

- Мы называем наши дороги "жидкий асфальт", - посмеивается житель Пустого Ярославля Александр Федотов.

Он заделывает битым кирпичом глубокие колеи. А Александр Спирин регулярно выезжает на стареньком тракторе на дорогу, чтобы срезать грейдером неровности.

Есть перспектива. Фото: Артем Локалов

В этом году пришлось распиливать огромный ствол ивы, который весной большая вода принесла и оставила на мосту через речку Колочку, что на короткой дороге. С деревом деревенские справлялись все вместе.

Проселки и толки

Ремонт дороги стал здесь действительно чем-то объединяющим. Это не просто субботник, когда все выходят с лопатами ровнять колеи, а настоящая традиция, промысел, что ли. В дореволюционных анкетах про местных крестьян писали: "занимаются хлебопашеством". Сейчас бы обозначили: "занимаются дорожными работами".

Писатель Владимир Солоухин, столетие со дня рождения которого отмечается в 2024-м, тоже из этих мест. Его Алепино вроде рядом, но чтобы попасть туда, ехать надо аж через Владимир. Сам Солоухин пробивался сюда напрямик на вездеходе на рубеже 1950-х - 1960-х. В соседнем с Пустым Ярославлем селе Петраково увидел, как колхозники крушат иконы в храме Николая Чудотворца, который закрыли то ли под склад, то ли под зернохранилище. Этот эпизод он отразил потом в своей книге "Черные доски".

После трудной работы можно и в хоровод! Фото: Артем Локалов

Но все же главной солоухинской книгой о здешних дорогах стали "Владимирские проселки". И не случайно эпиграфом он выбрал к ней в том числе слова Петра Вяземского: "Нет, вызвал бы я вас на Русские проселки, чтоб о людском житье прочистить ваши толки".

По пути в переполненный гостями праздничный Суздаль загляните в Пустой Ярославль. Потолковать и в ремонте дороги поучаствовать.


Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться