издается с 1879Купить журнал

"Его глаза могли убивать и вдохновлять": 95 лет - Олегу Стриженову

10 августа 2024

Один из самых знаменитых советских актеров, Олег Стриженов, был кумиром миллионов, воплотил на экране десятки образов благородных романтических героев. Он стал известным со своей самой первой кинороли Овода, а после блистательного исполнения Говорухи-Отрока в фильме "Сорок первый" его стали называть "советским Жераром Филиппом".

"Неподсуден", 1969 год.

kinopoisk.ru

"Неподсуден", 1969 год.

Олег Стриженов родился 10 августа 1929 года в Благовещенске. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Москву. Старший брат Стриженова Глеб стал известным актером, и Олег решил пойти по его стопам. Во время войны подросток подрабатывал в Научно-исследовательском кинофотоинституте - был помощником механика, "заряжал пленку", строил Павелецкий вокзал и железную дорогу для электричек. А в 1949 году поступил в Щукинское театральное училище.

На курсе Стриженов был одним из лучших студентов. Но, как рассказывают его близкие, к выпуску он повздорил с кем-то из преподавателей и в итоге не попал в Театр имени Вахтангова, о котором давно мечтал. Молодого актера распределили в Государственный русский драматический театр в Таллинне. Здесь Олег Александрович прослужил всего сезон - после произошло событие, которое в корне изменило его жизнь.

В 1955 году режиссер Александр Файнциммер взялся за экранизацию очень популярного в СССР романа Этель Лилиан Войнич "Овод". У каждого читателя был свой образ романтического героя Артура Бертона. А потому важно было найти актера, который устроил бы всех поклонников "Овода". Искали "свежие" лица, но никто идеально на роль не подходил.

Файнциммеру подсказали, что в Таллинне есть замечательный молодой актер, который точно сможет сыграть Овода. Режиссер послал в Эстонию свою помощницу, она посмотрела спектакль со Стриженовым и очень впечатлилась. Вечером ждала его у служебного выхода, но пропустила - не узнала. Оказалось, что Олег Александрович - в жизни с рыжеватыми волосами, светлыми бровями и ресницами - кардинально преображался на сцене благодаря гриму. Он еще больше подчеркивал его благородную красоту.

Стриженова пригласили в Москву на пробы. Увидев молодого человека, Файнциммер сначала сказал, что это точно "не тот типаж". Но помощница упросила сделать пробы - чтобы заплатить актеру хотя бы небольшую сумму. Когда Стриженова превратили в черноволосого красавца с ярко-синими горящими глазами, режиссер поразился: "Кто это?". "Тот самый рыжий!", ответили ему. Идеальный Овод был найден.

Первая роль Олега Александровича в кино сразу же сделала его звездой. В него влюблялись поклонницы, ему не давали прохода на улицах. На киноэкране появился неотразимый принц, романтический герой, умеющий страстно любить, с чудесными кудрями, глазами цвета моря, отличной фигурой. Он казался совершенно не советским, "нездешним" человеком. Соответствующими были и роли - не токарей и столяров, а мексиканца Фелипе Риверы ("Мексиканец"), белогвардейца Говорухи-Отрока ("Сорок первый").

"Овод", 1955 год. Фото: Государственный центральный музей кино

В экранизацию трагичной истории любви двух непримиримых противников "Сорок первый" Стриженова поначалу брать не хотели - на роль красивого белогвардейца претендовал Юрий Яковлев. Но режиссер Григорий Чухрай настоял на пробах, и Олег Александрович показал себя наилучшим образом.

Картину могли положить на полку - после монтажа сценарист Григорий Колтунов отказался ставить подпись под фильмом о "белогрвардейской подлюке". В итоге ситуацию спас легендарный режиссер Иван Пырьев, заявивший что фильм отличный. "Сорок первый" получил на международном фестивале в Каннах приз за оригинальный сценарий, гуманизм и романтику. А Стриженова начали звать "советский Жерар Филипп" за несомненное сходство с французской звездой.

Олег Александрович стал "артистом №1" в СССР. Он сыграл в экзотическом советско-индийском фильме "Хождение за три моря" купца Афанасия Никитина. Рассказывают, что картина очень понравилась Индире Ганди. После воплотил на экране образы героев классической русской литературы - Петра Гринева в "Капитанской дочке", мечтателя в "Белых ночах", Германна в "Пиковой даме". Коллеги рассказывают, что рядом со Стриженовым было сложно играть: когда он был в кадре, все смотрели только на него, он перетягивал внимание.

Сам актер стремился не стать заложником одного образа. Он снялся в эксцентричной комедии "Его звали Роберт", проявил себя как хороший комедийный актер. Но таких сценариев ему предлагали мало - в основном его видели романтическим героем. В итоге, Стриженов начал соглашаться только на знаковые, по его мнению, роли. Считал: или хорошая роль, или никакая. Пошли слухи, что он зазвездился, начал отказываться от проб: мол, "я такой актер, которого нужно брать сразу".

Еще одной каплей в формирование "скандального образа" Олега Александровича стала история с его несостоявшимися съемками в картине Сергея Бондарчука "Война и мир". По одной из версий, режиссер сначала рассматривал Стриженова на роль Болконского, но потом предложил сыграть Долохова, и это актера не устроило. От съемок он отказался (роль в итоге сыграл Олег Ефремов). Эта история дошла даже до министра культуры Екатерины Фурцевой, которая задавала вопрос, почему Болконский - не Стриженов.

В это же время режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков искали героя в психологическую драму "Неподсуден". Они встретили Стриженова на киностудии и предложили пройти пробы. Актер прочитал сценарий и согласился, посчитав, что история "дорогого стоит". На пробах Олега Александровича попросили сесть на стул и рассказать о своей жизни. Режиссеры вспоминали: это получилось так интересно, что худсовет был разочарован, что Стриженова сняли на пробах так мало. На роль его утвердили сразу же.

Фото: kinopoisk.ru

Краснопольский и Усков вспоминали про совершенно другого Стриженова: не скандального, очень педантично готовящегося к роли пилота. Он прочитал огромное количество литературы, постоянно расспрашивал консультантов, показал себя перфекционистом. Никаких сложностей с ним не было: Олег Александрович помогал на съемочной площадке, давал ценные советы - например, предложил главному герою спеть. Эта сцена украсила фильм. А еще он продемонстрировал свой удивительный талант - очень выразительно молчать в кадре. "Его глаза могли и убивать, и вдохновлять", - говорили создатели фильма.

Фильм "Неподсуден" стал одним из лидеров советского кинопроката. Многие гражданские пилоты потом признавались Стриженову, что выбрали свою профессию именно из-за его главного героя, хотели быть на него похожим.

В конце 70-х Олег Александрович перестал быть суперзвездой - пришли новые молодые кумиры. Но каждая его роль была жемчужиной. Он не сыграл Болконского, но перевоплотился в декабриста, князя Волконского в "Звезде пленительного счастья". Эта роль, по признанию коллег, ему очень шла: благодаря военной выправке, он носил и мундир, и даже арестантский костюм с удивительным благородством.

Стриженов исполнил несколько ярких ролей в фильмах "Юность Петра", "Приступить к ликвидации", "Господин Великий Новгород", "Мой любимый клоун", а потом принял сложное решение уйти из кино. Его супруга Лионелла Пырьева рассказывала, что сценарии актеру приносили постоянно, но ему они были неинтересны. Сниматься только ради денег и популярности он никогда не хотел.

Стриженов был трижды женат, но, как он признавался, всю жизнь любил только одну женщину - свою третью жену Лионеллу. У них уникальная история любви. Десятиклассница Лионелла Скирда впервые увидела актера на улице, во время съемок "Овода". Она, вместе с толпой прохожих, наблюдала за процессом. Людей начали разгонять, но внезапно девушку увидел Стриженов. "Не прогоняйте ее", - попросил он, подошел к Лионелле и спросил: "Вы случайно не Джина Лоллобриджида?". После выхода "Овода" она и подумать не могла, что когда-либо встретится с кумиром миллионов еще раз.

Стриженов женился на своей партнерше по "Оводу" - актрисе Марианне Бебутовой. В начале 60-х актер снова увидел Лионеллу на съемочной площадке в Ялте. С момента их первой встречи прошло семь лет, но он узнал "Джину Лоллобриджиду" и попросил режиссера познакомить его с молодой актрисой. Между ними завязался роман, не имевший продолжения: актер был несвободен.

После Лионелла вышла замуж за режиссера Ивана Пырьева, который был ее старше на 37 лет. В то время Стриженов развелся, но, узнав, что теперь несвободна девушка, не беспокоил ее. Второй его женой стала актриса Любовь Земляникина, у супругов родился сын Александр. В 1968 году Пырьев умер, Лионелла осталась вдовой. Стриженов, после шести лет второго брака, снова развелся.

Стриженов и Пырьева в фильме "Последняя жертва", 1975 год. Фото: kinopoisk.ru

В 1975 году Стриженов и Пырьева встретились на съемочной площадке фильма "Последняя жертва". С первой их встречи прошло 20 лет. Олег Александрович больше не стал испытывать судьбу, и в присутствии съемочной группы наконец сделал Лионелле предложение. Они поженились в 1976 году и до сих пор живут счастливо вместе.

"Она все для меня - и друг, и советчица, и большая умница. Если бы ее не было, я бы просто не дожил до сегодняшнего дня", - признался в одном из интервью Олег Стриженов.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться