В августе 1924 года моряки канонерской лодки "Красный Октябрь" под началом гидрографа Бориса Давыдова подняли на острове Врангеля советский флаг. Они же вывезли с острова канадских колонистов, пытавшихся "застолбить" его для Британской империи.
От мамонтов до ледоколов
Остров, разделяющий Восточно-Сибирское и Чукотское моря, называют осколком Берингии - земли, когда-то соединявшей Чукотку и Аляску и ушедшей под воду. Его габариты - 140 на 80 км: побольше Брунея, поменьше Кипра. По острову проходит 180-й меридиан - "восточный Гринвич". Это значит, что восточная половина Врангеля, как ни странно, лежит уже в западном полушарии.
Археологи установили: 1,5-2 тысячи лет до нашей эры в этом краю света жили люди - возможно, те самые онкилоны, о которых писал в "Земле Санникова" Владимир Обручев. Врангелевский подвид шерстистого мамонта вымер позже других и был современником человека.
Первым из русских о далеком острове узнал от чукчей в середине XVII века казак Михаил Стадухин. Ломоносов, нанося остров на карту, окрестил его "Сомнительным". В 1820 году лейтенант Фердинанд Врангель (будущий адмирал, управляющий Морским министерством) отправился в Арктику - искать "обитаемую землю, находящуюся, по сказанию чукчей, в недальнем расстоянии". Вместе с лицейским другом Пушкина - мичманом, впоследствии тоже адмиралом - Федором Матюшкиным Врангель безуспешно искал остров три года и нанес его на карту по расспросным данным. Словно мираж, таинственный остров (в романе "Цезарь Каскабель" 1890 года Жюль Верн изобразил его как огромный действующий вулкан) менял свои очертания и положение, окончательно прописавшись на картах лишь к концу XIX века.
В 1867 году американский китобой Томас Лонг прошел на судне "Нил" вдоль южного берега острова и назвал его землей Врангеля (гору на острове позже назовут в честь Матюшкина, пролив между островом и материком получит имя Лонга). В 1881 году капитан американского парохода "Томас Корвин" Кельвин Хупер высадился на берег и провозгласил остров территорией США - "Новой Колумбией". Однако дальше декларации дело не пошло.
В 1911 году к острову пробился русский ледокольный пароход "Вайгач" под командованием капитана 2-го ранга Константина Ломана. Моряки провели съемку побережья, собрали образцы горных пород и подняли российский флаг.
Первый, но не последний.
Авантюра Стефанссона
В 1913 году канадский полярный исследователь Вильялмур Стефанссон организовал арктическую экспедицию на бригантине "Карлук". После многих злоключений и гибели судна капитан Роберт Бартлетт и часть команды нашли спасение именно на острове Врангеля. В 1914 году после ряда неудач канадская шхуна "Кинг энд Уинг" пробилась к острову для спасения 15 "робинзонов", из которых трое к этому времени по различным причинам погибли. А через два года российское правительство официально заявило: остров, лежащий к западу от границы с США и примыкающий к сибирским берегам, составляет "неделимое целое с Россией".
Еще через год Российская империя рухнула, вспыхнула Гражданская война, Дальний Восток заняли интервенты. Тут-то снова и всплыл Стефанссон, решивший: остров нужно поскорее присоединить к Канаде - доминиону Британской империи, пока его не присвоили японцы. Он писал канадскому премьеру Артуру Мейену о моржовых лежбищах, указывал на стратегическое значение "нового полярного Средиземноморья": "Остров Врангеля должен быть британской территорией... Нам необходима цепь островов... в качестве военно-морских баз для наших подводных лодок и в качестве станций для самолетов".
В ответном письме Мейен сообщил, что поддерживает претензии Канады на остров, но от практических шагов уклонился. Тем не менее обнадеженный Стефанссон на свой страх и риск собрал коллектив колонистов. В отряд 22-летнего канадца Алана Кроуфорда вошли американцы Мильтон Галле, Фред Маурер и Лорн Найт, а также эскимоска Ада Блэкджек. 16 сентября 1921 года Кроуфорд основал первое поселение на Врангеля. Колонисты подняли канадский и британский флаги и торжественно подписали "Прокламацию":
"...Принимая во внимание отсутствие объявленных прав на остров со стороны иностранных держав и ввиду пребывания на острове... членов экипажа бригантины "Карлук"... объявляем этот остров... владением Его Величества Георга... и частью Британской империи".
Советской России и ее "красному буферу" Дальневосточной республике было тогда не до острова. Зато инициатива Стефанссона вызвала трения между Канадой и США. Губернатор Аляски Скотт Боун заявил, что остров принадлежит Штатам по праву открытия. Весной 1922 года новый премьер-министр Канады Уильям Кинг и глава МИДа Грэхэм заявили о канадской принадлежности острова.
Но тут закончилась Гражданская война на Дальнем Востоке - и пришло время собирать камни.
Давыдов против "короля" Аляски
В 1923 году замнаркома иностранных дел СССР Максим Литвинов и полпред в Лондоне Леонид Красин уведомили власти Великобритании о том, что остров принадлежит России. Примерно в это же время паровая шхуна "Дональдсон", посланная Стефанссоном, наконец достигла острова и высадила новую партию колонистов - американского геолога Чарльза Уэллса и 12 эскимосов, включая женщин и детей.
Советская власть ответила зеркально - в следующем, 1924 году направила к острову Врангеля канонерскую лодку "Красный Октябрь" - бывший портовый ледокол "Надежный", вооруженный четырьмя орудиями. Из Владивостока канонерка вышла под звуки "Интернационала" с лозунгом "Даешь красный Врангель!". Во главе похода стоял гидрограф Борис Давыдов. С 1913 года он в полковничьем чине руководил Гидрографической экспедицией Тихого океана, а при Советах возглавил на Дальнем Востоке управление по безопасности кораблевождения.
Корабль благополучно достиг цели. 20 августа 1924 года на острове подняли красный флаг и дали салют. "...В верхушку мачты прочно вложен железный стержень, на котором свободно вращается посаженный на петлях флаг. Самый флаг представляет собой крепкий железный лист с вырезанными в нем буквами: "С. С. С. P.", - вспоминал помощник Давыдова Георгий Красинский.
Для устройства ямы под мачту мерзлую почву взрывали, основание укрепили кирпичами и цементом. Старую канадскую мачту срубили.
Так Врангель стал советским.
Но не все были с этим согласны.
Почти одновременно с "Красным Октябрем" к острову Врангеля вышла снаряженная "оленным королем Аляски" Карлом Ломеном американская шхуна "Герман" под лозунгом "За Новую Колумбию!". Она должна была провозгласить принадлежность острова Штатам, но авантюра не удалась: не одолев льдов, шхуна вернулась на Аляску...
"Благоразумная пассивность" США
28 августа "Красный Октябрь" вышел в обратный путь, взяв на борт канадский отряд Уэллса. "Мы обещали им, если условия позволят, доставить их к Аляске", - писал Красинский. Но условия не позволили: корабль сжимали льды, трепали шторма, топливо и вода иссякали. "Ледовая обстановка становилась все сложнее... - писал капитан, историк мореплавания на Дальнем Востоке Валентин Бянкин. - Еще до подхода к мысу Дежнева закончился уголь. В топки полетело все, что могло гореть, - судовые деревянные переборки, деревянный рангоут...".
Но, одолев стихию, "Красный Октябрь" 29 октября вернулся во Владивосток.
Канонерку наградили орденом Красного Знамени, участникам похода председатель Дальревкома Ян Гамарник вручил нагрудные знаки. Академия наук предлагала назвать остров именем Давыдова, но тот воспротивился, и на картах осталось имя Фердинанда Петровича Врангеля - дальнего родственника белого генерала Петра Врангеля. Уже в 1925 году 42-летний Давыдов, подорвавший в походе здоровье, скончался. "Красный Октябрь" вернулся к обязанностям портового ледокола уже под именем "Давыдов" и оставался в строю до 1956 года.
А канадско-британско-американский спор за российскую землю закончился ничем. Как сформулировал полярник и писатель Виталий Шенталинский, правительство США отказалось от каких-либо дальнейших шагов, проявив "благоразумную пассивность". Замглавы британского МИДа Артур Понсонби уже в августе 1924 года заявил, что Лондон не имеет никаких претензий на остров.
Геннадий Красинский был убежден, что вопрос о суверенитете окончательно решился именно походом "Красного Октября". "Мы уже имели опыт с другими островами в Ледовитом океане, лежащими против наших европейских берегов. Они также считались раньше владениями России. Но это не помешало правительствам победивших в последней европейской войне стран... решить в 1920 году, без всякого участия Советской России, вопрос о передаче островов Медвежьего и Шпицбергена во владение Норвегии... - писал он. - Правительство Союза ССР дальновидно поступило, установив в 1923 году радиостанцию у Маточкина Шара (на Новой Земле. - Авт.)... Такое же положение, какое Новая Земля занимает на западе, остров Врангеля занимает на востоке СССР. Его закреплением заранее разрешаются всякие сомнения, которые могли бы возникнуть по вопросу о принадлежности тех или других расположенных к западу от него островов".
Заполярная линия Суровикина
В докладной записке, направленной Дальревкомом в Москву вскоре после экспедиции Давыдова, говорилось: "Остров необходим для нас в стратегическом и политическом отношениях, особенно теперь, если принять во внимание последние притязания американцев на него. Самым верным способом окончательного закрепления за нами острова является заселение его".
В 1926 году пароход "Ставрополь" доставил на остров отряд во главе с бывшим амурским партизаном Георгием Ушаковым, впоследствии - знаменитым полярником, доктором географических наук. Колонисты (по большей части - эскимосы из чукотских поселков Провидения и Чаплино) приступили к строительству села, которое получит название Ушаковское. В 1929 году новым начальником острова стал Ареф Минеев. В числе пароходов, которые должны были доставить в Ушаковское новых зимовщиков и запас продуктов, был и "Челюскин", погибший в Чукотском море в феврале 1934 года. В 1948 году сюда завезли северных оленей, позже - овцебыков, в 1976 году создали заповедник "Остров Врангеля". На острове появилось еще два поселения - Звездный и Перкаткун, военные объекты. Однако на рубеже 1980-х и 1990-х военные ушли, вскоре опустело и Ушаковское.
На острове остались лишь моржи, гуси, белые медведи и овцебыки.
И все-таки остров дождался новых времен. В 2010 году в Ушаковском построили новую метеостанцию. 20 августа 2014 года - ровно через 90 лет после "Красного Октября" - к острову прибыло гидрографическое судно Тихоокеанского флота "Маршал Геловани". Вскоре в Ушаковском выросла военная база "Полярная звезда": радиолокационный пост, пункт наведения авиации, жилые модули, часовня. Кстати, во главе Восточного военного округа тогда стоял (и лично инспектировал арктические форпосты) генерал Сергей Суровикин, впоследствии командовавший российскими войсками в Сирии и Донбассе.
Казалось бы, споры о принадлежности острова давно потеряли актуальность, однако полемика в американской печати, прозванная Wrangle over Wrangel Island, идет до сих пор. В 1981 году лауреат Пулитцеровской премии Джек Андерсон писал в "Вашингтон пост": "Стратегическая ценность острова неоспорима. Отобрав остров у русских, Рейган мог бы гарантировать себе место в истории".
В 1986 году о правах штата Аляска на остров заявила группа американских сенаторов. В начале 1990-х в дебатах вокруг Врангеля участвовал даже сенатор Джо Байден - нынешний президент США.
Наконец, в ноябре 2022 года бывший член комиссии США по арктическим исследованиям Томас Дэнс заявил со страниц Wall Street Journal, что Штатам пора вернуть эту захваченную русскими землю себе, а военная база РФ несет угрозу для Америки.
В контексте разговоров о грядущей "битве за Арктику" остров Врангеля видится не только бесспорным российским сокровищем, но и передовым рубежом.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем