В 35 километрах от центра Москвы расположена лучшая, по мнению пассажиров, воздушная гавань столицы - аэропорт Шереметьево. Но строился Шереметьево не как гражданский аэропорт, а как главный аэродром Военно-воздушных сил Советской армии.
1 сентября 1953 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково. Началось строительство уже через месяц. Назвали аэропорт "Шереметьевским" по двум расположенным неподалеку объектам - жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.
Через 4 года - 7 октября 1957-го - на аэродроме успешно состоялась первая посадка воздушных судов - 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвовавших в параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября. В качестве военного аэродром Шереметьевский проработал всего два года. К концу 1950-х годов гражданская авиация уже остро нуждалась в еще одном аэропорте. Значительное увеличение количества рейсов и пассажиропотока привело к тому, что Внуково, бывший на тот момент главным столичным аэропортом, больше не справлялся с нагрузкой.
Поэтому правительство СССР во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым приняло решение передать для нужд гражданской авиации аэродром ВВС Шереметьевский. И с начала августа 1959 года он превратился в стартовую площадку для нового комплекса сооружений будущего Международного аэропорта Шереметьево. Первым начальником нового аэропорта был назначен Василий Александрович Борисов - прославленный летчик, Герой Советского Союза и участник Великой Отечественной войны, бомбивший Берлин, Кенигсберг, Данциг и Варшаву.
Перед руководством Шереметьево стоял ряд технических проблем, которые надо было оперативно решить. Поскольку аэропорт изначально строился как военный, на его территории не было грузовых павильонов, необходимого количества служебных помещений, достаточного места для стоянки самолетов и даже освещения. Еще одной проблемой стало отсутствие квалифицированных кадров. К работе привлекалась молодежь из окрестных сел и деревень, которую на специальных курсах обучали профессиям кассиров, загрузчиков, багажных кладовщиков. Для других служб сотрудников "одолжили" в аэропортах Внуково и Быково.
Несмотря на все сложности, 11 августа 1959 года в Шереметьево приземлился первый лайнер Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. А службы аэропорта впервые выполнили комплекс коммерческого и технического обслуживания. С этой даты и началась история аэропорта Шереметьево. На следующий день, 12 августа, газета "Советская Россия" сообщила: "Распахнулись еще одни воздушные ворота нашей столицы, вступил в строй новый аэропорт".
1 июня 1960 года совершен первый международный рейс в Шереметьево по маршруту Москва - Берлин (аэропорт Шенефельд) на самолете Ил-18. А на следующий день состоялось официальное открытие аэровокзального комплекса. Был введен в эксплуатацию пассажирский павильон - двухэтажное кирпичное строение с мраморными лестницами по периметру. Необычной была и крыша. По ее периметру разместилась смотровая площадка для пассажиров и встречающих, с которой открывался вид на весь аэродром.
Через четыре года начал работать еще один аэровокзальный комплекс - Шереметьево-1. Его здание стало лучшим из отечественных сооружений такого типа. Форма посадочного здания напоминала рюмку и это стало "фишкой" аэропорта на долгие годы. Новый аэровокзальный комплекс был настолько велик, что в нем смогли разместиться залы для оформления билетов и багажа, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, ресторан, кафе, буфеты, комнаты для иностранных авиакомпаний, почта, телеграф и даже торговый зал магазина "Березка" - предшественника современного дьюти-фри.
К концу 1965 года главный воздушный перевозчик нашей страны "Аэрофлот" имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами. И абсолютное большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта Шереметьево. Отсюда можно было улететь в Токио, Париж, Дели, Нью-Йорк. В 1967 году через Шереметьево была открыта Транссибирская воздушная трасса. Она стала кратчайшим путем из стран Европы в Юго-Восточную Азию.
В 1975 году Международный аэропорт Шереметьево стал членом Международной ассоциации аэропортов. А через пару лет было заложено новое здание аэровокзального комплекса "Шереметьево-2" (сейчас это терминал F). Здание строили, в первую очередь, для обслуживания зарубежных гостей во время "Олимпиады-80". Проект разрабатывался совместно с фирмами из ФРГ, поэтому использовалось в том числе и западное электронное оборудование, позволявшее, к примеру, значительно сократить время регистрации на рейс и оформление багажа.
За время проведения Олимпийских игр аэропорт обслужил более 460 тысяч иностранных пассажиров и получил высокие оценки качества своей работы от оргкомитета "Олимпиады-80". Связь аэропорта с большим спортом сохранилась и в XXI веке. К Чемпионату мира по футболу 2018 года был введен в эксплуатацию новый терминал B, готовый обслуживать до 20 млн пассажиров в год, а также уникальный межтерминальный переход с автоматическими поездами, которые всего за четыре минуты перевозят пассажиров между удаленными терминалами.
В 1983 году западными странами на три года был наложен запрет на воздушное сообщение с Советским Союзом. И аэропорт Шереметьево был вынужден осваивать новые направления и увеличивать частоту рейсов на оставшихся. Но несмотря ни на что существенного падения пассажиропотока не случилось.
В июле 1996 года аэропорт был преобразован в открытое акционерное общество, и началась его активная модернизация. Строились новые здания аэровокзала и реконструировались старые. Был открыт маршрут аэроэкспресса с Белорусского вокзала, что сделало дорогу в аэропорт и обратно намного доступнее.
Сегодня Международный аэропорт Шереметьево носит имя Александра Пушкина и ежедневно, по данным на 2019 год, обслуживает свыше 150 тысяч пассажиров. Для сравнения, в 1960-м Шереметьево за весь год принимал 270 тысяч.
К сожалению, история развивается по спирали, и в 2022 году аэропорт Шереметьево столкнулся с той же проблемой, что и в 1983-м. Было приостановлено выполнение зарубежных рейсов в Европу, США и некоторые другие страны.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем