- Ирина Вячеславовна, сколько времени у вас ушло на родословную?
- Примерно год. В конце 2022-го я обратилась в Государственный архив Забайкальского края за помощью в поиске моих предков. Сначала по линии отца, что, к сожалению, не удалось пока, так как он приемный ребенок и все закончилось на тайне усыновления.
А вот по линии мамы всё получилось.
- Сложно было?
- Конечно. В каждой семье рождалось много детей, и нужно было выяснить, кто из них продолжил именно наш род. В 1827 году у моих предков Филиппа и Пелагеи Борохоевых родились дети: Ксенофонт, Анна и Липифан. Надо было проверить каждую линию, чтобы понять, кто из них стал прародителем. Им оказался Ксенофонт Филиппович Борохоев. На эту фамилию (до нас уже дошла Барахоевы) и опирались в поисках.
С женской половиной вообще сложно, очень много фамилий не написано или не разобрать почерк, писали сокращенно. Было много браков с одинаковой фамилией.
Раньше ведь записывали гражданский и духовный статус человека. При совершении брака в метрической книге это выглядит примерно так: оседлый крестьянин деревни Захарово Ксенофонт Филиппович Борохоев и его законная жена Васса Александровна (без фамилии). Оба православные.
- Какой самый далекий из предков, кого удалось найти?
- Первого крещеного в роду звали Тимофей Борохоев, год рождения его не определен, а вот его сын Борохоев Филипп Тимофеевич рожден в 1789 году. Это первые, о ком известно из Исповедной ведомости 1826 года. Исповедная ведомость - списки прихожан в церкви. Какую же большую роль в нашей родословной сыграли церковь и вера! Если бы предки не были крещеными, я бы никогда не узнала родословной.
- Что больше всего зацепило, когда изучали документы?
- Интересно рассматривать почерк в метрических книгах восемнадцатого и девятнадцатого веков, очень красивый. А еще необычные имена предков: Тимофей, Пелагея, Ксенофонт, Васса, Параскева, Хрисанф, Евфимия (моя бабушка). Мне казалось, мои предки пришли в Забайкалье из центра России, потому что у меня внешность с кавказскими признаками, братья все темные. Но теперь понятно, что корни мои тунгусские, местные.
- Что вспоминаете о своем детстве у бабушки с дедушкой?
- Самое счастливое время! Нас, внуков, любили, все разрешали, сильно не ругали. Бабушка Фима была неграмотная, любила, когда мы ей сказки читали, любила смотреть наши домашние детские концерты. Сядет в угол, к печке, а мы для нее поем и танцуем.
Много трудились на огороде. Помню, потолки были крашеные в доме и мы их мыли два раза в год, аж руки отнимались. Тщательно убирались каждую неделю, но два раза в год настоящий субботник - белили дом, все перестирывали. Это было к Пасхе и после сбора урожая в сентябре. До сих пор в наших семьях делаем большую уборку к Пасхе. Бабушка не разрешала топить баню в воскресенье и убираться, мы всегда удивлялись, почему в субботу баня, а в понедельник в школу, мы же испачкаемся за воскресенье. Воскресенье - день для Бога.
Бабушка корочки в печке сушила, вкуснее этих сухарей я в жизни не пробовала. Мама бабы Фимы Татьяна умерла рано, при смерти попросила отца жениться на ее родной сестре Елене, чтобы детей помогла вырастить. Так он и сделал, поэтому мачехой бабушки стала ее же родная тетка Лена.
Бабушка говорила, что главное качество женщины быть терпеливой и во всем помогать мужу, она никогда не сказала ни одного плохого слова про деда. Говорила, что муж должен быть один и на всю жизнь, не принимала нравы времени, когда молодежь стала разводиться.
В конце жизни практически ничего не слышала, ушла во сне в 88 лет, пережила деда на 16 лет. Уже когда без мужа жила, похоронила двух сыновей. Она была очень мудрая и стойкая, мы никогда не видели ее слез.
P.S. Сегодня Ирина Вячеславовна работает в частной горнометаллургической компании, но продолжает поиск информации о своих предках.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем