Российский государственный архив в городе Самаре (РГА в Самаре) опубликовал чертежи знаменитых советских игрушек, которые оставили свой след не только в истории, но и в культуре нашей страны. Виртуальные экспонаты помогают понять, как именно создавалась игровая культура советского периода.
В коллекции РГА в Самаре хранятся уникальные документы, связанные с изобретением не только самих игрушек, но и вспомогательных приспособлений для их производства.
Например, среди экспонатов виртуальной выставки имеется чертеж станка, который в 1954 году изобрел конструктор Семенкович. Станок был призван ускорить и упростить процесс нанесения краски на детские резиновые мячи, которые были массово распространены.
"Вызывает интерес "Змейка Рубика" - шарнирная игрушка, получившая широкое распространение в СССР в конце 80-х годов ХХ века, - отмечает РГА в Самаре.
Госкомитет Совета министров СССР вел длительную переписку с венгерским изобретателем Э. Рубиком, приводившим аргументы в пользу новизны и занимательности игрушки".
Различные головоломки и путаницы, а также настольные игры тоже были очень популярны в СССР. Они составляли многочисленную группу тех изобретений, которые массово запускались в производство. Государство поддерживало выпуск таких игрушек, прежде всего, потому, что они развивали внимание, логику, скорость реакции.
"Активно внедряемые настольные игры для коллективного времяпрепровождения должны были способствовать формированию духа коллективизма и соревновательности, - считают в архиве. - В заявках на изобретения можно встретить вариации многих знакомых с детства настольных игр: морской бой, настольный футбол или рыбалка".
Сохранились и чертежи, по которым создавались калейдоскопы - тоже крайне популярная у советских ребят игрушка, которая словно позволяла заглянуть в волшебный мир.
Эта игрушка была основана на простом физическом явлении, известном как преломление света. Но изготовлена она была таким образом, что калейдоскоп выдавал бесконечное количество самых разнообразных и причудливых узоров, стоило его только слегка повернуть.
"Изобретатель И.Л. Гольдман в 1988 году предлагал изменить уже известную конструкцию калейдоскопа, увеличив количество возможных комбинаций узора, что должно было повысить занимательность игрушки", - отмечают в архиве.
Сохранившиеся чертежи и патенты также говорят о том, что мода на игрушки была цикличной. Порой, она диктовалась определенными историческими событиями.
Например, после полета Юрия Гагарина в космос в 1961 году в моду вошли "космические" игрушки. Особенно широкое распространение тогда получили игрушечные космические корабли.
"Научно-технические игрушки могли выступать и в качестве образно-сюжетных, - добавляют в РГА в Самаре. - Они представлены в разработках изобретателей в виде мини-копий людей, животных, техники, транспорта, любых предметов из мира взрослых. Их старались сделать позитивными, вызывающими чувство радости и в то же время реально отражающими действительность. Например, кукол одевали в костюмы представителей востребованных профессий, а игрушечный транспорт конструировали максимально похожим на прототип".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем