Лобное место на Красной площади в Москве - пожалуй, самый таинственный памятник средневекового русского зодчества. В 2024 году ему исполняется ровно 475 лет. С Лобным местом связано множество легенд, от абсурдных до вполне правдоподобных. А главным заблуждением стало то, что на Лобном месте якобы регулярно проводили казни. И поэтому в сознании не одного поколения наших соотечественников за ним закрепилась мрачная слава места страха, боли и жестокости. Их трудно обвинить в предвзятости. Такой "имидж" Лобного места создавала даже великая русская литература. А само словосочетание использовалось в художественных произведениях как синоним "эшафота".
Читаем у Пушкина в "Капитанской дочке" (1836): "Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести..." Или в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1837) у Лермонтова:
- А ты сам ступай, детинушка,
- На высокое место лобное,
- Сложи свою буйную головушку.
- Я топор велю наточить-навострить,
- Палача велю одеть-нарядить...
О Лобном месте как месте казни пишет и Гоголь в знаменитой повести "Тарас Бульба": "Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу...". А у Алексея Толстого в романе "Князь Серебряный" (1862) встречаем: "Что день, то кровь текла и на Лобном месте, и в тюрьмах, и в монастырях". Но особенно ярко Лобное место описано в романе "Китай-город" (1882) Петра Боборыкина: "Глаз достигал до дальнего края безоблачного темнеющего неба. Девять куполов Василия Блаженного с перевитыми, зубчатыми, точно булавы, главами пестрели и тешили глаз, словно гирлянда, намалеванная даровитым ребенком, разыгравшимся среди мрака и крови, дремучего холопства и изуверных ужасов Лобного места..."
Мы мало что достоверно знаем о Лобном месте. Задумано оно было как место для выступлений и на протяжении многих веков использовалось в политических и религиозных целях. Точная дата его строительства неизвестна. Хотя некоторые исследователи полагают, что Лобное место могло быть устроено еще в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Тем не менее, впервые в летописях оно упоминается в 1549-ом.
Тогда молодой царь Иван Грозный, после страшного пожара и бунта в Москве, в присутствии Всероссийского Митрополита Макария, обратился с этой "трибуны" к выборным Земского собора с призывом к примирению враждующих боярских группировок, а также с оглашением своей политической программы. О Лобном месте также упоминается в "Пискаревском летописце" 1599 года и в "Петровом чертеже" 1600-го.
Судя по дошедшим до нас описаниям Лобного места, изначально круглый помост был создан из кирпича, затем перестроен в камне и огорожен деревянной решеткой, к концу XIX века ограда стала чугунной, а в начале XX-го и вовсе была демонтирована. Лобное место также имело некий шатер на столбах и находилось напротив Фроловских (сегодня Спасских) ворот Кремля. А на деревянном лафете рядом была установлена Царь-пушка. Вид, близкий к современному, Лобное место приобрело после реставрации 1786 года, которой занимался известный зодчий Матвей Казаков. В ходе ремонтных работ постройка была смещена на восток от своего изначального места.
У Лобного места существует несколько версий происхождения названия. По одной из них, первый раз "Лобное место" появилось в русском переводе Евангелия от Иоанна: "И, неся крест свой, Иисус Христос вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски "Голгофа"…" Есть такое предположение, что появление Лобного места было связано с идеей создания на Красной площади аналога Иерусалима. Лобное место должно было символизировать Голгофу, а Покровский Собор - Небесный Иерусалим. В ночь на праздник Входа Господня в Иерусалим, великий князь шел пешком и вел коня под митрополитом. Эта процессия двигалась как раз к Лобному месту. Церемония называлась "Шествие на осляти" и была упразднена в конце XVII века.
Но есть и более авторитетная версия происхождения названия. Лобное место находится у начала Васильевского спуска, круто опускающегося к Москве-реке. А места с такими перепадами высот на Руси называли "лбами".
Лобное место играло важную роль в религиозной жизни страны. Сюда поднимались священнослужители, чтобы благословить народ и воинство. Вплоть до 1917 года Лобное место использовали во время крестных ходов.
К XVII веку каменный постамент стал еще и политической трибуной. Началось Смутное время. Первым ярким событием этого периода, связанным с Лобным местом, стало обращение Лжедмитрия I к русскому народу. Его 1 июня 1605 года зачитали Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. В письме самозванец обвинял Бориса Годунова в покушении на царевича Дмитрия, а наследника престола Федора II объявлял изменником.
Окончание Смутного времени тоже оказалось связано с Лобным местом. В ноябре 1612 года, после освобождения нижегородским ополчением Московского Кремля от поляков, состоялось два крестных хода во главе с Мининым и Пожарским. Оба шествия объединились у Лобного места, где был проведен молебен. (Не даром современный памятник Минину и Пожарскому стоит сегодня недалеко от Лобного места.)
А 21 февраля 1613 года на Лобном месте архиепископ Феодорит и боярин Василий Морозов спросили у людей, кому быть царем. Толпа поддержала Михаила Федоровича Романова. Окончилась Смута.
Так все-таки, казнили на Лобном месте или нет? На этот вопрос историк, москвовед Михаил Коробко отвечает однозначно: "Казней на Лобном месте никогда не было. Это легенда. В центре памятника есть приступка из трех ступенек, на которую можно войти. Ее многие воспринимают как плаху. На самом деле это как раз место для царя или патриарха".
И все же Лобное место на Красной площади не случайно ассоциируется с кровавыми событиями в истории страны. Хотя на нем и не казнили, но сюда доставляли преступников для оглашения приговора, а также привозили тела и головы казненных в знак устрашения и назидания другим.
В первые дни знаменитого Стрелецкого бунта 1682 года были уничтожены практически все Нарышкины и их сторонники, а тела брошены около Лобного места. Несколько месяцев спустя стрельцы даже установили неподалеку от Лобного места деревянный четырехугольный столп, на вершине которого располагались медные таблички с именами убитых бояр и описанием их несправедливостей по отношению к стрельцам. Это был, кстати, первый гражданский памятник в России.
Царь Петр I впоследствии также использовал Лобное место для акций устрашения. После Стрелецкого бунта к смертной казни в 1698 году приговорили почти 800 стрельцов, большинство из них было казнено на территории Преображенского села. Но для 30 заговорщиков эшафот специально построили на Красной площади, рядом с Лобным местом.
Этот исторический сюжет воспроизвел на своем полотне "Утро Стрелецкой казни" (1881) художник Василий Суриков. На картине страшный финал подавления восстания разворачивается на фоне Храма Василия Блаженного и Лобного места. Может поэтому в общественном сознании казнь и Лобное место неразрывно переплелись. А может быть дело в том, что у каменного постамента надолго были оставлены головы казненных стрельцов.
В 1712 году столица была перенесена в Санкт-Петербург, и Лобное место перестало играть какую-либо особую роль в жизни Москвы. Исключением стал 1768 год. Тогда к позорному столбу с надписью "мучительница и душегубица" была привязана помещица Салтычиха, замучившая до смерти более 130 своих крепостных.
После возвращения Москве столичного статуса в 1918 году, на Красной площади стали регулярно проводиться митинги и парады. А Лобное место использовалось как пьедестал для монументов. 1 мая 1919 года на нем была установлена деревянная скульптурная композиция "Разин с ватагой", выполненная скульптором Сергеем Коненковым. Фрагменты монумента сегодня находятся в Русском музее Санкт-Петербурга.
Во время государственных праздников вплоть до 1940 года, в качестве временного оформления Красной площади, на Лобном месте устанавливали скульптурную группу "Интернациональная солидарность". 24 июня 1945 года, в честь Парада Победы, на Лобном появился даже 26-метровый фонтан. Венчала его статуя рабочего и колхозницы.
Были яркие моменты, связанные с Лобным местом, и в новейшей истории России. Так, 6 ноября 1942 года, будучи у каменного постамента, ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину наркома внешней торговли СССР Анастаса Микояна. Ни нарком, ни сотрудники охраны во время инцидента не пострадали. По одной из версий, стрелявший был психически болен, но от высшей меры наказания это его не спасло.
25 августа 1968 года на Лобном месте прошла антивоенная акция под названием "демонстрация семерых". Ее участники - представители московской и ленинградской интеллигенции - выразили протест против ввода войск ОВД в Чехословакию.
Лобное место сегодня - это одна из самых известных столичных достопримечательностей. И туристы нет-нет, да и бросят в него монетку, чтобы загадать желание под бой кремлевских курантов.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем