издается с 1879Купить журнал

"Захватывающее путешествие в эпоху создания и расцвета Руси..."

Представляем новый единый учебник по отечественной истории для 6-го класса

Большая работа над едиными учебниками истории для российских школ к 1 сентября 2024 г. увенчалась новыми значимыми результатами. Уже готова вся линейка школьного курса из тринадцати учебных книг. Вслед за четырьмя учебниками для 10 и 11 классов в новом 2024/2025 учебном году в российские школы станут приходить девять новых единых учебников истории для 5-9 классов. Читатели "Родины" первыми получат возможность узнать о них важные подробности. Знакомство начнем с учебника истории России для 6 класса, с которого школьники приступают к занятиям отечественной историей1.

Обложки новых учебников по истории России.

Обложки новых учебников по истории России.

Стратегии исторического просвещения

Прошлой осенью кому-то из критиков новых единых учебников2 могло показаться, что это некий разовый эпизод в исторической политике государства. Мол, завтра ветер переменится, и все вернется к привычному хаотичному многообразию учебных книг и методов преподавания истории. С подписанием 8 мая 2024 г. указа В.В. Путина № 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения" стало предельно ясно, что единые учебники - это всерьез и надолго. Тому порукой пункт указа, предполагающий "создание единой государственной линейки школьных учебников по истории (истории России, всеобщей истории), в том числе по истории родного края для каждого субъекта Российской Федерации". На самом деле все еще печальнее для критиков: в указе читаем и о том, что создается "единая методология преподавания истории, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая образовательными организациями высшего образования"3.

Итак, учебник отныне - важнейшее звено государственного исторического просвещения и объект стратегического значения. Присмотримся поближе, как эту задачу выполняет учебная книга для шестого класса авторства помощника президента РФ Владимира Мединского и ректора МГИМО, академика РАН Анатолия Торкунова, которая охватывает период российской истории вплоть до первых десятилетий XVI века, заканчиваясь эпохой отца Ивана Грозного Василия III.

Имеет смысл сравнить новую публикацию с предыдущей, еще советской версией единых учебников. Отечественную историю в школьном курсе начинали изучать дважды, сначала в четвертом классе с рассказов по истории СССР, затем в седьмом - с самой истории СССР, которая начиналась с периода первобытно-общинного строя, что вызывало у школьников вполне логичные вопросы: а что, в каменном веке уже был Советский Союз?

Двойное знакомство с собственным прошлым получалось в итоге противоречивым. Начало с "рассказов по истории" было в целом интересное и доступное детям, предмет "история" был во многом увлекателен и дальше в пятом и шестом классах при общении со стабильными учебниками Ф.П. Коровкина по истории Древнего мира и Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского по Средним векам. Интерес к истории подкрепляла и хорошая дополнительная литература - пример тому "Книга будущих командиров" писателя Анатолия Митяева. И вот на этом позитивном фоне в седьмом классе начинался официальный курс истории СССР, содержавший среди прочего и буйки, за которые нельзя заплывать.

Семиклассникам предлагалось пройти за учебный год громадный период истории вплоть до конца XVIII столетия. Помимо понятных для эпохи идеологических стереотипов учебник, основным автором которого была академик АН СССР Милица Васильевна Нечкина (1899-1985), содержал и множество умолчаний - там практически не было Смуты, эпохи дворцовых переворотов и т.д. А на экзаменах на исторические факультеты многие из этих умолчаний в билетах значились. В итоге за буйки интересующимся историей после такого учебника как раз очень хотелось заплыть. Заплывая, выросшие школьники порождали и фальсификации истории от Москвы до самых до окраин и украин...

Традиции и новации

Сегодня все изменилось кардинально. Завлекать и увлекать школьников облегченной версией родной истории, равно как и расставлять те самые буйки не предполагается. В сухом остатке новый единый учебник для шестиклассников сохраняет важные достоинства предыдущих линеек учебников и содержит современные трактовки важнейших событий и понятий. Современность и научность трактовок подкрепляется участием в экспертизе текста учебника видных специалистов из Института российской истории РАН и исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В изложении и оформлении текста много нового. Каменного века здесь уже нет: впервые с ранней историей земель будущей России ученики теперь сталкиваются уже в пятом классе в курсе истории Древнего мира - это стоянки первобытных людей, Аркаим, полисы Северного Причерноморья, Дербент.

Иллюстративный ряд пополнился картинами современных художников - пример тому живописные работы Анатолия Булдакова "Ладога", "Александр Невский", "Смоленск великокняжеский" и др. На фото представлены практически все значимые новые монументы, возведенные в последние годы при содействии РВИО: князю Владимиру в Москве, Александру Невскому и его дружине в Самолве, Ивану III в Калуге и др.

Сохранены достижения единых учебников для 10-х и 11-х классов - списки рекомендуемых школьникам фильмов, литературы, QR-коды. Новинка учебной книги для шестого класса - рубрика "Рекомендуем посетить" в конце каждой главы, где по тематике изложения даны ссылки на российские музеи, причем не только на федеральные, но и краевые и муниципальные.

Очень важную дополнительную информацию содержит раздел "Учителю и ученику" на портале История.РФ (https://histrf.ru/teacher) - ссылки на него даются в конце каждого параграфа учебника, цель благородна - облегчить жизнь учителя и ученика достоверными историческими знаниями, а не всякой чушью, которой полным-полно во "всемирной паутине".

Маркс есть, феодализм переехал

Изложение первой главы учебника начинается со знаменитой пушкинской фразы из "Руслана и Людмилы": "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой". Авторы поясняют свой выбор: "В "преданьях старины глубокой" перемешались реальные факты и легендарные события. Что же происходило на самом деле на раннем этапе отечественной истории? Это вопрос, ответ на который ищут ученые. Вы присоединитесь к ним. Вас ждет захватывающее путешествие в эпоху создания и расцвета Руси. Вместе мы постараемся решить множество загадок "минувших дней"4.

Итак, вослед пушкинской цитате шестиклассников настраивают именно на научное постижение далекого прошлого, причем постижение неустаревшее, современное. Учебник содержит и такую актуальную информацию о Херсонесе и Севастополе: "Здесь в 988 г. принял крещение князь Владимир. Без малого 200 лет древний Херсонес изучают археологи. В 2024 г. на священной земле Херсонеса был открыт историко-археологический парк "Новый Херсонес" с музеями христианства, Античности и Византии, Крыма и Новороссии, Детским художественно-эстетическим центром и школой "Корсунь". В ремесленном квартале музейного комплекса можно увидеть, как выглядел Херсонес в X в."5.

А как обстоит дело с прежними идейными основами для постижения исторического процесса, обширно представленными в советских учебниках? Ответ получится неожиданным. В новом учебнике появляется и Карл Маркс. Уместная цитата из классика об эпохе Ивана III приведена понятным для школьников языком: "Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи..." - писал в XIX в. немецкий экономист К. Маркс"6.

С ключевыми же устоями исторической концепции "немецкого экономиста" авторы поступили строго и справедливо. Классовый подход заменен научными представлениями о сословной структуре общества. Феодализм же в учебнике истории России отсутствует напрочь - его как явление, характерное для Западной Европы, кратко обнаруживаем в параллельном едином учебнике всеобщей истории для шестого класса Владимира Мединского и академика РАН Александра Чубарьяна. Там сначала объясняется, что такое феод, феодальная лестница, сеньоры и вассалы. А вот каков феодализм: "Говоря о Средних веках, используют термин феодализм. Его важной чертой был условный характер владения землей: определенные права на нее были и у сеньоров, и у вассалов, и у крестьян, но у каждого - свои. Сегодня в исторической науке понятие "феодализм" вызывает немало споров"7.

"Феодальную раздробленность" в едином учебнике по истории России логично и грамотно заменили: "Наступило время политической раздробленности". Этот период русской истории длился с 1132 г. почти 300 лет8.

С мифологией построже

В русской истории от Рюрика до Василия III, как известно, тоже есть немало событий и личностей, которые вызывают давние и новые споры в исторической науке. Авторы учебника для шестого класса предпочитают спокойное, научно выверенное, сдержанное изложение, равноудаленное от крайних дискуссионных позиций. Так, при обращении к раннему историческому времени найдется достойное место и расселению славян, и финно-уграм, и балтам, и хазарам, и варягам.

Призвание варягов и их важность не отрицается, но и не выпячивается: "Современные ученые утверждают, что задолго до призвания варягов в обществе восточных славян сложились условия для создания у них государства: возникло неравенство, появились князья и княжеская дружина, действовали устные правовые обычаи. Призвание Рюрика на княжение лишь ускорило образование Руси как государства". А вековым спорам норманистов и антинорманистов выносится такой вот вердикт: "Сегодня норманнская теория не является предметом научного спора"9.

В. Васнецов. Призвание варягов. 1909 г.

Ответственно подошли в учебнике и к личности самого основателя первой княжеской династии на Руси. Шестиклассникам рассказывается о "легендарном призвании Рюрика на княжение", которое "считается началом основания государства Русь"10. Именно так, "государством Русь", а не Древней или Киевской Русью называется первая держава восточных славян, сформировавшаяся в IX столетии.

При этом роль Киева и киевских князей в первые столетия отечественной истории в учебнике никоим образом не замалчивается. Сужать изложение, как это принято в современных украинских учебниках, где восточнее и севернее Киева и Чернигова никакой истории нет11, авторы отнюдь не склонны. В тексте подробно представлены не только Владимир Святой (тема крещения Руси дана подробно, доходчиво и убедительно), Ярослав Мудрый и Владимир Мономах12, в новом учебнике есть и большой параграф "Юго-Западная Русь" о галицких и волынских князьях13.

Сохраняя государственность

Новый учебник не умалчивает о негативных сторонах эпохи политической раздробленности, в том числе о княжеских усобицах, имевших подчас существенное воздействие на течение привычных нам исторических процессов.

В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира. 1890 г. Фреска во Владимирском соборе в Киеве.

Привлекает внимание колоритный фрагмент текста о доспехах отца Александра Невского, принимавшего участие в одной из таких усобиц, Липицкой битве 1216 г.: "В августе 1808 г. крестьянки из села Лыкова Владимирской губернии нашли воинские доспехи. В кустарнике из земли выступал шлем, а под ним виднелась сильно проржавевшая кольчуга. Доспехи обнаружились в 20 км от места Липицкой битвы. Находку передали ученым в Санкт-Петербург. По надписи на шлеме историки еще в XIX в. установили, что тяжелые доспехи бросил князь Ярослав Всеволодович, потерпевший поражение в Липицкой битве. В 2021 г. завершилась научная реставрация уникального экспоната Оружейной палаты. Подтвердилась догадка, что шлем был изготовлен из одного куска железной основы. Ученые предполагают, что шлем передавался в роду князей из поколения в поколение"14. Пытливый школьник может сделать логичный вывод, что не брось Ярослав свои доспехи со шлемом, сын его Александр Невский, который появится на свет только через несколько лет, мог бы и не родиться, и русская история пошла бы по иному пути...

Путь этот включал в себя с 1230-х гг. и тяжелые последствия монгольского нашествия. Учебник грамотно уходит от старого стереотипа "монголо-татарского ига". Школьникам объясняют, что татары - это китайское название племени в степях Центральной Азии, в это понятие входили и монголы. "Термин "монголо-татары" появился в исторических трудах XIX в. Современные историки используют название "монголы"15.

При всей трагичности ордынского владычества школьникам предлагается не упускать из вида то важнейшее обстоятельство, что зависимость от Орды предполагала сохранение русской государственности. В частности, хорошо и понятно изложены обстоятельства, почему и как именно Александр Невский "ладил" с Ордой, будучи великим князем владимирским16. При этом героический образ святого благоверного князя с победами в Невской битве и на Чудском озере занимает в учебнике достойное место, но образ этот исторически достоверен, без ненужной лакировки действительности в виде завышенных шведских и тевтонских потерь.

Столь же достоверно изложены и обстоятельства объединения русских земель: "Путь к единству был непрост, князья - инициаторы единения жестоко враждовали друг с другом. С начала XIV в. Москва и Тверь боролись за право стать центром собирания русских земель Северо-Восточной Руси"17.

Найдена верная нота и в рассказе о другом важном факторе начального этапа объединительного процесса с участием династии Гедиминовичей: "Земли Западной и Южной Руси со второй половины XIII в. объединяло Великое княжество Литовское... Столицей княжества был город Вильно ... однако самым крупным городом оставался Полоцк"18. Значимость этого фактора удачно прослеживается и в рассказе о Куликовской битве, в которой на стороне Дмитрия Донского выступали сыновья великого князя литовского Ольгерда Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский: "Русские и литовские князья вместе разработали план боя. До трети сил поставили в засадный полк. Сожгли мосты через Дон, чтобы ни у кого не было соблазна побежать"19.

Изложение учебника заканчивается на оптимистической ноте эпохами Ивана III и Василия III. Главное впечатление об отраженном в тексте непростом историческом времени показано уже во введении к тексту: "На долю наших соотечественников выпали тяжелые испытания в периоды разобщенности и междоусобий, эпидемий и неурожаев, вторжений кочевников и натиска рыцарей-крестоносцев. Тем не менее к первой трети XVI в. сложилось единое Российское государство - самое большое в Европе по размеру территории. В конце XV столетия появилось современное название нашей страны "Россия""20.

Особо отметим, что новые учебники для 5-9-х классов еще будут совершенствоваться.

  • 1. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. IX - начало XVI в. 6 класс. М., 2024. 240 с.
  • 2. Критиков этих было множество, подавляющее большинство негативных отзывов ограничивалось собственным пиаром и полнейшим отсутствием конструктивного подхода. См.: Никифоров Ю.А. Что стоит за "правым" и "левым" уклонами в критике нового учебника истории // https://rg.ru/2023/10/10/chto-stoit-za-pravym-i-levym-uklonami-v-kritike-novogo-uchebnika-istorii.html. 2023. 10 октября.
  • 3. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001.
  • 4. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 6 класс. С. 5.
  • 5. Там же. С. 7.
  • 6. Там же. С. 175.
  • 7. Мединский В.Р., Чубарьян А.О. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. М., 2024. С. 78.
  • 8. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 6 класс. С. 65-66.
  • 9. Там же. С. 24.
  • 10. Там же. С. 22, 26.
  • 11. Подробнее см.: Борисёнок Ю.А. Украина - не Россия? Украинские школьные учебники XXI века: методы и механизмы фальсификации истории. М., 2024. С. 10-21.
  • 12. Мединский В.Р., Торкунов А.В. История России. 6 класс. С. 35-49, 56-62.
  • 13. Там же. С. 89-94.
  • 14. Там же. С. 77.
  • 15. Там же. С. 113.
  • 16. Там же. С. 139-140.
  • 17. Там же. С. 145.
  • 18. Там же. С. 145, 147.
  • 19. Там же. С. 168.
  • 20. Там же. С. 3.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться