28 августа 1609 года русское войско под командованием талантливого полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского разгромило пять хоругвей Яна Сапеги. Панцирная конница поляков и литовцев, отчаянные и беспощадные запорожские и донские казаки не устояли в битве против ополчения, собранного из крестьян и жителей разных городов. Сражение при Калязине стало началом всенародной борьбы против иностранных захватчиков, беспощадно грабивших Русь несколько лет.
Соболя вместо золота
В 1609 году в России шла ожесточенная гражданская война - этот период в истории страны назовут потом Смутным временем. Войска царя Василия Шуйского сражались с отрядами Лжедмитрия II или как его назвали летописцы - Тушинского вора. Оба они бились за русский престол, возводя друг на друга различные обвинения.
Тушинский вор держался благодаря полякам, примкнувшим к ним казакам, а также части перешедших на его сторону дворян. Многие города и области к 1609 году признавали власть Лжедмитрия II, потому что народ устал от многолетней смуты и хотел спокойствия.
К царю Шуйскому многие испытывали недоверие, полагая его только "боярским" царем. Народ считал, что его посадили на престол не совсем законно. А в Лжедмитрии видели потомка Ивана Грозного, и симпатизировали ему.
На стороне Тушинского вора, прозванного так, потому что его основной лагерь находился в Тушино под Москвой, были многие города - Тула, Калуга, Орел, Ржев и другие. Царь Василий мог считать верными себе только Нижний Новгород, Казань, Смоленск и еще несколько областей. Шуйский сидел в Москве, отбиваясь от набегов тушинцев, к тому же против него постоянно плелись заговоры.
Однако вера русских людей в Лжедмитрия падала. Стоявшие за ним поляки держали власть в своих руках. Они без устали занимались грабежами - жгли села и местечки, у людей отнимали последнее добро. Некоторые русские города были в осаде, не желая поддаваться польским интервентам.
Царь Василий послал своего племянника Михаила Скопина-Шуйского, которому лишь недавно перевалило за двадцать лет, в Великий Новгород. Там он должен был договориться со шведами о походе на Москву и собрать ополчение. Скопин-Шуйский, несмотря на молодость, был опытнейшим полководцем. Он сражался во многих битвах, в том числе и помогал разгромить крестьянское мятежное войско под командой Болотникова.
Из Новгорода Михаил Васильевич, пользуясь данными ему широчайшими полномочиями, рассылал грамоты по северу России, призывая всех на борьбу с польскими оккупантами и ворами-разбойниками. К нему начали подходить отряды из разных городов. Это были в основном жители местечек и поселков, крестьяне.
Вскоре Скопин-Шуйский договорился и со шведами. Солдатам и командирам наемного войска он пообещал заплатить золотом, а шведскому королю отдать область Корелу. Правда, денег было немного, и наемникам, а там были шведы, французы, немцы и финны, часть жалованья выдавали соболями.
Первые сражения
Знаменитый Северный поход Скопина-Шуйского на Москву начался в мае 1609 года. В эти дни русская рать и наемники вышли из Новгорода. А в осажденной столице тем временем дела были плохи. Москвичи голодали, купцы прятали хлеб, чтобы продать подороже. В Кремль постоянно врывались толпы, требуя от Василия Шуйского накормить народ.
Но царь держался. Он очень надеялся на своего племянника. К тому же произвол и откровенный бандитизм поляков и прочей голытьбы Лжедмитрия уже надоел многим. Крестьяне вели против них партизанскую войну, ограбленные дворяне, соединившись друг с другом, нападали на небольшие отряды.
А Скопин-Шуйский победоносно двигался к Москве. 15 мая отряд наемной немецкой пехоты и русская конница разнесли во встречном бою польскую кавалерию. Те пытались укрепиться в монастыре у села Каменка, но их вышибли и оттуда. Известие о разгроме, хотя и небольшого отряда поляков, стало причиной того, что города Северо-Западной Руси начали переходить на сторону Москвы, оставляя Тушинского вора.
Повсеместно начались сражения с поляками и казаками. Ополчения из северо-восточных областей Руси взяли Кострому, затем выгнали польские войска из Ярославля. Дважды оккупанты штурмовали город, но ничего не добились. Из Нижнего Новгорода шли отряды, взявшие Муром и Владимир. Из Смоленска двинулись ратные люди в войско Скопина-Шуйского.
Первое большое сражение царский племянник провел у Торжка. Сюда подошли тысячи конных и пеших поляков, полки запорожцев, отряды тушинцев. Битва была тяжелой, и польской военачальник Ян Сапега объявил о победе. Но сразу после окончания сражения молниеносно отступил куда подальше. Скопин-Шуйский не преследовал его войска, он начал собирать в Торжке армию.
Кроме ополчения, здесь были наемники, а вскоре подошли и смоленские полки. Войска двинулись на Тверь, у которой, в ожесточенных сражениях были разбиты многочисленные польские отряды. Их предводитель еле смог уйти от погони. Сам город взять не удалось из-за отсутствия тяжелой артиллерии, но сидевший там противник боялся и нос высунуть.
Скопин-Шуйский пошел Москве, но тут взбунтовались наемники. Они потребовали денег, а шведы заявили, что надо оборонять только Новгородские земли. Началась сумятица, скандалы, поляки к тому времени пришли в себя и под командой Яна Сапеги собрали большое войско. Скопин-Шуйский понимал, что если он останется у Твери вместе с буйными наемниками, то его ждет поражение. И тогда он двинулся на Калязин, стремясь к Москве. Оставшиеся французы и немцы ушли на запад. Шведы же, которые ожидали передачи области Корелы, обосновались на Валдае.
Разгром польского войска
Калязин был тогда небольшим городком при монастыре. Именно там и основал свой лагерь Скопин-Шуйский. Он рассылал призывы по городам о присоединении к его ополчению, его конные разъезды, проводя разведку, рыскали повсюду. В Калязин шли полки из Ярославля, Углича, Костромы.
Вскоре у Скопина-Шуйского было более двадцати тысяч человек русского ополчения. Ян Сапега повел против него двенадцать тысяч своих воинов, по пути к нему присоединялись польские конные хоругви, запорожцы и донские казаки, силы вскоре стали примерно равны.
Русские ожидали нападения, у Калязина были построены укрепления, сделаны засеки. Первыми ринулись в атаку утром 28 августа литовские гусары: тяжелые, закованные в панцири всадники понеслись по полю. Однако взятый разбег пришлось остановить. Конница не смогла миновать рогатки - связанные меж собой колья, натыканные по всему полю.
Скопин-Шуйский хорошо помнил, как при подавлении восстания Болотникова дворянская конница не смогла добраться до бунтовщиков, прикрывшихся такими же рогатками. Сейчас этот способ обороны он успешно применил под Калязиным. Гусары остановились и тут же по ним ударили залпы из пищалей - тяжелых ружей того времени. Литовцам пришлось отступить. Целый день они и поляки пытались найти брешь в обороне или выманить притворным отступлением русских из-за рогаток. Ничего не получилось.
Ночью Ян Сапега бросил свои войска в обход русских позиций, через речку Жабну. Но их уже ждали. Когда часть польского войска перешла реку, по ним ударили русские полки. Поляки, литовцы и казаки бежали в панике, бросив обозы. Их гнали пятнадцать верст. Панцирная кавалерия мчалась от крестьян, желая лишь убежать подальше.
Войско Скопина-Шуйского простояло у Калязина еще несколько недель, так как сюда стекались отряды ополчения. Начала формироваться целая армия, жители Руси поверили в то, что они могут изгнать поляков. После этого победы следовали одна за другой.
Через два месяца Михаил Васильевич опять разгромил Яна Сапегу у Александровской слободы. В результате была снята осада с Троице-Сергиевой лавры, длившаяся почти два года. Сапега бежал и укрепился у Москвы, в городе Дмитров. Но и там его разбил царский племянник. От многотысячного польского войска осталось лишь несколько сотен.
Скопин-Шуйский торжественно вступил в Москву. Но вскоре внезапно умер, предположительно, от отравления. В его смерти подозревали царя Василия Шуйского, который мог посчитать племянника претендентом на престол.
Смутное время на Руси продолжалось еще два года, и только в 1612-м, когда поляков и их подручных вышибли из Москвы, наступило относительное спокойствие. Народ устал от бесконечной смены правителей, и когда царем стал Михаил Романов, страна начала приходить в себя от потрясений.
В 2009 году, в год 400-летия битвы при Калязине, в городе установили памятник - речной орел - скопа - расправив крылья, держит в когтях вражеские знамена. Обелиск установили в честь Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и русского войска, одержавшего здесь безоговорочную победу.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем