издается с 1879Купить журнал

Пиршественный рог из Черной могилы украшали сцены скандинавского конца света

29 августа 2024

Профессор, д.и.н. Алексей Чернецов из Института археологии РАН представил собственную интерпретацию изображений на серебряной оковке пиршественного турьего рога, найденного много лет назад при раскопках кургана X века Черная могила. Памятник находится на территории современного Чернигова.

Декор оковки турьего рога из Черной Могилы.

Журнал "История, археология и этнография Кавказа"

Декор оковки турьего рога из Черной Могилы.

Статья ученого опубликована в журнале "История, археология и этнография Кавказа". Как пишет профессор Чернецов, судя по исключительному богатству инвентаря, памятник связан с представителями княжеского рода, культурой элитарной воинской среды эпохи формирования Древнерусского государства накануне принятия христианства.

"Эта культура отмечена синкретическим характером, включавшим, наряду с элементами скандинавской традиции, следы влияния Востока, принесенные кочевниками евразийских степей", - отмечает он.

По преданию, в кургане был похоронен легендарный князь Черный, по имени которого город Чернигов получил свое название. Черная могила упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом.

Пиршественный турий рог уже много лет является загадкой для исследователей. Одна из популярных трактовок его декора предлагает видеть в нем иллюстрацию к сюжету русской былины. Однако автор новой научной работы считает, что данная "интерпретация представляется неприемлемой по ряду существенных соображений".

Он же предлагает новое истолкование изображению на оковке как сцены, связанной со скандинавским мифом о гибели богов. На это, по его мнению, указывает фигура чудовищного волка Фенрира, перекусывающего волшебные узы, от которого убегают антропоморфные персонажи.

"Образ петуха отражает строки Старшей Эдды, где пение этой птицы возвещает начало событий, - пишет профессор Чернецов. - На скандинавский характер изобразительных мотивов указывают выразительные аналогии - металлическая подвеска с парой изогнувшихся хищников, мотив птицы со сложенными за спиной крыльями на одном из готландских камней и ряд стилистических особенностей".

Автор статьи при этом не настаивает ни на атрибуции человеческих фигур на оковке в качестве конкретных божеств скандинавского пантеона, ни на том, что эти фигуры вообще изображают богов-асов.

Но его концепция включает признание основным сюжетом декора скандинавскую версию конца света - Рагнарёк. По мнению исследователя, человеческие фигуры могли изображать различных персонажей, выступавших как взаимозаменяемые, но включенных в один ассоциативный ряд.

"Ремесленники, создавшие декор, могли сознательно допускать двусмысленность, альтернативное прочтение мотивов, - предполагает профессор Чернецов. - То, что на декоре оковки турьего рога из богатейшего погребального комплекса дохристианской Руси опознается центральный мотив скандинавской мифопоэтической традиции, представляется весьма существенным для историко-искусствоведческой, этнокультурной и социально-политической характеристики эпохи формирования Древнерусского государства".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться