издается с 1879Купить журнал

Что делал на Урале 200 лет назад покоритель Парижа Александр I

30 августа 2024

Двести лет назад началось знаменитое путешествие 46-летнего императора по России. До его "таинственной" кончины, до выхода декабристов на Сенатскую площадь оставалось немногим более года. Вояж по 14 губерниям длился свыше двух месяцев и стал беспримерным для коронованных Романовых. Ни один из них, помимо Александра Первого, не удосужился заглянуть в тот же Екатеринбург, один из ключевых промышленных городов Урала и страны. (Последний самодержец не в счет, поскольку попал в него не по своей воле, к тому же - отрекшимся от престола).

Корзухин А. И. "Александр I на Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году".

rusmuseumvrm.ru

Корзухин А. И. "Александр I на Верх-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году".

Полировал снаряд, отковал топор

Маршрут следования Александра Павловича был заранее тщательно продуман. Генерал-губернаторам за несколько месяцев до отбытия конного "поезда" из Царского села наказали чинить-укреплять дороги, мосты и переправы, дабы не осрамиться. Так что путь выдался довольно гладким.

Миновав Симбирск, Самару и Оренбург, спустя месяц после старта правитель достиг Уфы. Поздним сентябрьским вечером карета с императором пронеслась сквозь волостное село Айлино - последнее на Уфимском тракте селение в холмистой башкирской лесостепи перед "въездом" на территорию первого по маршруту горного округа - Златоустовского.

Знакомство с ним началось с Саткинской Пристани (ныне Новой Пристани), с остановки перед переправой через реку Ай. Горящие на берегах смоляные бочки высветляли очертания парома и фигуры встречающих людей.

Гость расспросил, что за поселок, чем заняты обитатели. Они, последовал ответ, прилежно трудятся во благо Саткинского завода и его величества. Это углежоги, паромщики, перевозчики продукции на приайские склады, мастера по изготовлению барок, коломенок - одноразовых деревянных плоскодонных суден, сплавщики, бурлаки. Барки, груженые саткинским чугуном и изделиями из него, спускали по большой весенней волне. Железные караваны несколькими реками доплывали, пусть и не без потерь, до самого Нижнего Новгорода.

Накануне Александру доложили, что 50 лет назад Сатку дотла спалил Пугачев, но она заново отстроена, "и следа разбойничьего не осталось". Правду сказали. Очевидец писал: "И жилища людские, даже до последней хижины, превращены в пепел". В решающем сражении с правительственным войском пугачевцы потерпели поражение и, отступая, сожгли чугуноплавильный с прилегающей к нему церковью и множеством строений. Чтобы врагам не достались. Согласно одному из исторических источников, огонь уничтожил 663 дома.

Преодолев приблизительно 30 верст, кортеж достиг непосредственно завода. Хотя шел уже одиннадцатый час, на призаводской площади была масса народа. В "Отечественных записках" автор журнального отчета о посещении Сатки божиим помазанником слащаво расписывал: "Восхищенные неслыханным и неиспытанным еще никогда счастьем, видеть в отдаленных краях своих благоговейно чтимого ими Государя, они в полноте душевных и благодарных чувств, встретив Его Императорское Величество на площади, приветствовали радостными и многократными восклицаниями: ура!".

На следующий день Александр Павлович с пытливым любопытством осмотрел заводское хозяйство, заглянул в несколько жилищ мастеровых. И, даже не отобедав, отправился в сторону Златоуста. Только легкой экскурсией это не назовешь. Царь напомнил одного из своих предшественников - "плотника" Петра: вникая при знакомстве с металлургическим либо горным производством в суть технологии, действа, он нередко сам становился в ряды работников. В Сатке на ручном станке полировал оружейные снаряды. В Златоусте отковал гвозди и топор. В шахте под Екатеринбургом взялся за кирку. И это не выглядело бахвальством, показным жестом на публику.

Но и в потливом занятии царю однажды решили угодить: на миасском прииске подсунули в золотоносную породу солидного веса самородок, рассчитывая, наверное, на то, что венценосный, увлекшийся промывкой песка, самолично обнаружит тайный гостинец, возрадуется и окажет милость хозяевам. Промах: камушек попался работяге.

По дороге к свободным мастерам

Ну и как же без наведения лоска на бугристой отечественной поверхности? Перед визитом единодержца начальник горного округа велит саткинскому управителю: домам по пути следования государя придать пристойный вид - тесовые крыши обновить, фасады и заборы выкрасить в желтый. С дорог навоз удалить, песочком посыпать, мужиков из числа встречающих приодеть…

Продемонстрированный императором своеобразный, по сути, сиюминутный, способ слияния с народом в лице низших сословий, разумеется, вовсе не означал, что он проникся его нуждами и чаяниями, с горечью осознав, в какой кабале находятся миллионы подданых. Ему бы, к примеру, пару дней провести в бараках бакальских рудников, откуда поступала на саткинский и другие метзаводы железная руда. В поистине скотских условиях содержали рудокопов и членов их семей (до Крестьянской реформы на горных промыслах женщины и дети выполняли тяжелые работы наравне с мужчинами).

Однако длительное путешествие Александр затеял не для того, чтобы знать всю правду-матушку и предпринять нечто решительное. По наблюдениям биографов, ближе к концу царствования он был уже довольно апатичен, его покинула энергия свершений. А дорожный калейдоскоп и людской водоворот позволяли поддерживать душевное равновесие.

В начале правления Александр прослыл либералом, реформатором, рефлексирующим аристократом. Тогда он, похоже, искренне стыдился узаконенной торговли людьми, порывался с единомышленниками обуздать рабство, в идеале - отменить крепостное право. За небольшим исключением, дворяне перспективу лишиться крепостных восприняли как смертельную угрозу, дали знать: отменишь - подорвешь нас, опору державы, саму ее под откос пустишь.

Работа на Бакальском руднике, лето 1910 года. Фото: С. М. Прокудин-Горский

При этом в тогдашней России осознавали ценность людей свободных, достаточно независимых, с образованием и хорошим профессиональным багажом. На тех же златоустовских заводах были заняты сотни иностранных специалистов, мастеровых. Им платили щедрое жалование, предоставляли шикарные по тем временам квартиры.

Златоустовский горный округ, изначально нацеленный на выпуск военной продукции, был образован 3 октября 1811 года. Именно в этот день Александр I утвердил решение о переводе в казну Златоустовских заводов, принадлежавших московскому купцу Андрею Кнауфу. Напоминая об этом, известный челябинский краевед, исследователь истории уральской промышленности Александр Моисеев писал: "Главным управляющим был назначен обер-гиттенфервальтер Михаил Клейнер. Ему была дана секретная инструкция, которой предписывалось производство на заводах ни в коем случае не сокращать, а начатое литье орудий и снарядов усовершенствовать. Управляющий должен был особо заботиться о немецких мастерах "стального дела", выписанных Кнауфом".

То была инспекция уральской промышленности, а не праздное путешествие, подчеркивает Владимир Богдановский, долгие годы возглавлявший Государственный исторический музей Южного Урала и издавший книгу о поездке Александра I по Уралу.

Касательно посещения Златоуста он отмечает: "Императору важно было увидеть, как работает учрежденная им фабрика по производству оружия, получившего мировую известность своей уникальностью и секретами изготовления, в каких условиях живут и трудятся приехавшие сюда немецкие мастера оружейного дела".

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться