издается с 1879Купить журнал

Чем занимались заградотряды на железной дороге в 1918 году, рассказали документы архивов

02 сентября 2024

Фонды Электронной библиотеки исторических документов пополнило уникальное издание 1928 года - сборник "Советы в эпоху военного коммунизма". Он был издан Коммунистической академией и представляет собой сборник документов за 1918-1921 годы.

Красноармейцы стоят около вагона перед отправкой в рейд за продовольствием, 1918 год.

РИА Новости

Красноармейцы стоят около вагона перед отправкой в рейд за продовольствием, 1918 год.

Материалы по истории советского строительства для сборника отбирала специально созданная историческая комиссия во главе с Антоновым-Саратовским.

В предисловии комиссия указала, что объем материалов был просто огромным, поэтому для сборника были отобраны наиболее важные и значимые из них. Документы были опубликованы в подлинном виде, без комментариев к ним. В настоящий момент они проходят процедуру цифровой обработки.

Один из уже оцифрованных документов представляет собой Декрет Совета народных комиссаров "О заградительных реквизиционных продовольственных отрядах, действующих на железнодорожных и водных путях".

Этим же документом было утверждено положение "в целях установления твердого порядка и закономерности действий заградительных реквизиционных отрядов". Согласно ему, все без исключения такие отряды должны были неуклонно выполнять целый ряд предписаний.

"Каждый отряд, приступая к осмотру провозимых пассажирами багажа и грузов, должен предъявить удостоверение надлежащего органа, уполномочившего его на ревизию и реквизицию грузов", - говорилось в декрете.

Правом выставлять такие заградительные отряды были наделены Народный комиссариат продовольствия, его полномочные представители и губернские продовольственные отделы.

Право осмотра распространялось не только на пассажирские, но и на служебные вагоны, а также паровозы. Исключение, однако, было сделано для вагонов Государственного банка и почты, которые заградотрядам было запрещено осматривать.

"Осмотру могут быть подвергнуты все грузы и весь ручной багаж пассажиров, - следует из архивного документа.

Действия отрядов не должны по возможности нарушать правильное железнодорожное или пароходное сообщение; но в случаях крайней необходимости, в интересах полноты ревизии, поезда и пароходы могут быть задержаны на один час, но не более".

В то время из-за сложной ситуации со снабжением населения страны продовольствием был введен лимит на провоз продуктов питания. Лимиты устанавливались "в пределах запасов провизии, необходимой на одного пассажира".

Так, на одного человека разрешалось провозить "не более 20 фунтов в общем разных продуктов, в число коих не может входить мука и зерно в каком бы то ни было количестве, масло же может входить в количестве только до 2 фунтов, а мясные продукты в количестве не более 5 фунтов".

Один фунт составлял примерно 400 граммов. Интересно, что декрет запрещал отбирать у пассажиров продукты в указанной норме, но все излишки сверх указанной нормы подлежали реквизиции.

На реквизируемые товары и продукты начальник отряда был обязан выдавать квитанцию установленного образца, а сами продукты, под его личную ответственность, сдавать продовольственным органам по указанию учреждений, от имени которых действовал отряд.

"Реквизированные товары и продукты сдаются при отрывном талоне квитанции, - отмечалось также в декрете. - Орган, принявший реквизированные товары или продукты, оплачивает их стоимость предъявителю квитанции по установленным ценам".

Словом, пассажир по квитанции мог получить оплату за изъятые у него продукты. Но в случаях, если имелись основания подозревать спекуляцию, такие дела передавались суду.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться