Японская военщина активно готовилась к проведению бактериологической войны против СССР и Китая, проводя изуверские опыты над мирным населением и военнопленными. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные Федеральным архивным агентством.
Уникальные и обличающие документы Росархив опубликовал в интернет-проекте "Хабаровский процесс над японскими военными преступниками 1949 г.".
Всего в нем размещено более 400 архивных документов, включая протоколы допросов обвиняемых и показания свидетелей. Они представляют собой масштабную подборку документов из фондов Центрального архива ФСБ России и Российского государственного военного архива (РГВА).
Так, из фондов ФСБ опубликованы ранее известные только узким специалистам документы предварительного следствия в отношении одного из подсудимых на Хабаровском процессе, поручика ветеринарной службы Квантунской армии, сотрудника "Отряда 100" Хирадзакура Дзэнсаку.
"Будучи сотрудником "Отряда 100", Хирадзакура Дзэнсаку с июня 1942 года по июнь 1944 года занимался в лабораториях отряда культивированием бактерий заразных заболеваний скота - сибирской язвы и сапа, чрезвычайно опасных и для человека, - сообщает Росархив.
В своих показаниях Хирадзакура цитировал слова начальника "Отряда 100" генерала-майора Вакамацу: "На случай войны Японии с Советским Союзом 100-й отряд должен стать фабрикой по выпуску в массовом количестве различных бактерий и сильно действующих ядов для ведения диверсионно-бактериологической войны против Советского Союза".
Следствие установило, что Хирадзакура лично опытов над людьми не проводил, но принимал участие в командировках в пограничную с Советским Союзом Северо-Хинганскую провинцию Китая, где была предпринята попытка заражения водоемов и животных сапом и сибирской язвой.
Целью этой операции было распространение смертельно опасных заболеваний на территорию СССР. Группа Хирадзакуры занималась разведкой. Кстати, он же дал показания о проведении опытов по распылению бактерий с самолета и подготовке диверсионных отрядов, которые должны были осуществлять заражение на земле.
"Все эти документы стали доказательной базой и легли в основу обвинения, предъявленного в ходе Хабаровского судебного процесса в том, что японская военщина активно готовилась к проведению бактериологической войны против СССР и Китая, проводя изуверские опыты над мирным населением и военнопленными, пренебрегая положениями Женевского протокола 1925 года о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, - поясняет Лидия Костарева, сотрудник РГВА.
Свидетельствуют они и о геноциде корейского населения, признававшегося этническими японцами людьми "второго сорта".
Другая часть рассекреченных документов рассказывает о зверствах японских солдат. 15 августа 1945 года Япония капитулировала, и советские войска вступили на японскую часть Сахалина.
На острове в то время базировался отряд "Кейбодан", созданный для "оказания содействия полиции при борьбе со стихийными бедствиями". Но вместо борьбы с ЧС начальник полицейского участка Такада Идзиро приказал членам отряда оставить Красной Армии "выжженную землю".
Поселок Найкава и шахта при нем были сожжены 17 августа 1945 года, о чем подробно на допросе рассказал член отряда Отака Фукутаро. Сохранилась выписка из заключения по следствию в отношении действий отряда "Кейбодан".
В ней говорится, что "в результате этого диверсионного акта, в поселке Наикава пожаром было уничтожено свыше 190 жилых домов, ряд общественных зданий и промышленных объектов, больница, почта, наземные сооружения угольной шахты, депо и др.".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем