издается с 1879Купить журнал

Разницу между российским кино и Голливудом объяснили исследователи

16:03

История кинематографа Голливуда и России тесно переплетена, демонстрируя, с одной стороны, различные традиции, с другой - их взаимовлияние и взаимообогащение. В то же время темы и сюжеты отражают уникальную национальную социальную структуру и нормы поведения.

Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Александр Невский", 1938 год.

Анатолий Гаранин/РИА Новости

Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма "Александр Невский", 1938 год.

К такому выводу пришли исследователи Светлана и Василина Колесниковы, чья статья появилась в журнале "Ученые записки" Новгородского государственного университета.

Авторы публикации оценили роль кинематографии в формировании культурной идентичности. Одной из основных функций кинематографа является визуальное воплощение национальных историй, пишут они. И приводят в качестве яркого примера знаменитую картину Сергея Эйзенштейна "Александр Невский".

"Через кинематографические произведения культурное наследие приобретает яркие визуальные образы, которые надолго остаются в памяти зрителей, - поясняют исследователи. - Кино способствует сохранению и распространению культурного наследия, передавая его из поколения в поколение, так как отражает повседневную жизнь, обычаи и традиции различных народов".

В частности, Голливуд сыграл очень большую роль в формировании и распространении американской культурной идентичности. Американская киноиндустрия, зародившаяся в начале XX века, стала мощным инструментом для экспорта американских ценностей, идеалов и образа жизни по всему миру.

"С самого начала голливудские фильмы отражали американскую мечту - идею о том, что каждый человек, независимо от своего происхождения, может добиться успеха благодаря упорному труду и решимости, - следует из исследования.

Эта концепция, воплощенная в бесчисленных историях о самодостаточных героях, преодолевающих трудности и достигающих своих целей, стала не только неотъемлемой частью американского культурного наследия, но и идеей всего мирового кино".

В России же, напротив, кинематограф с самого начала рассматривался как средство пропаганды и воспитания масс. После Октябрьской революции 1917 года советское правительство активно поддерживало развитие кинематографа, видя в нем мощный инструмент идеологического влияния.

"Например, такие режиссеры, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Дзига Вертов, создавали монументальные произведения, прославляющие социалистические идеи и революционный дух, - акцентируют авторы публикации и тут же отмечают:

"Несмотря на идеологические различия, между голливудским и советским кинематографом существовала тесная связь. Многие советские режиссеры были хорошо знакомы с произведениями голливудских мастеров и находили в них вдохновение для собственных экспериментов. В то же время, некоторые голливудские режиссеры, такие как Чарли Чаплин и Сэм Голдвин, с восхищением отзывались о работах советских коллег и признавали их новаторский подход к кинематографу".

История кинематографа в Голливуде и России имеет глубокие корни и неразрывна друг от друга, несмотря на существенные различия в культурных и политических традициях этих стран.

К тому же Голливуд фактически создавали многие выходцы из России. Например, братья Шейнкеры из Рыбинска, известные как Джо и Николас Шенки, стояли у истоков создания кинокомпаний 20th Century Fox и Metro-Goldwyn-Mayer. Причем Джо Шенки получил премию "Оскар" за вклад в киноиндустрию и звезду на голливудской Аллее звезд.

"Зарождение кинематографа в начале XX века стало поистине революционным событием как для Соединенных Штатов, так и для Российской империи", - резюмируют исследователи.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться