Ее удивительная карьера в дипломатическом ведомстве началась в 1944 году, когда по путевке комсомола стройная и высокая (184 сантиметра!) студентка Московского института востоковедения Галина Петухова была переведена в МИД. И стала работать в секретариате, ни много ни мало, В.М. Молотова, совмещавшего должности министра иностранных дел и зампреда Совмина, который возглавлял тогда Сталин. Его кабинет, приемная и Секретариат находились этажом ниже...
Десятилетия работы на службе в МИДе вместили множество событий и встреч. И две длительные загранкомандировки. В Ливан. На арабо-израильскую войну. Своими воспоминаниями Галина Павловна поделилась с читателями "Родины".
О Сталине
"Кремль, высокий бельэтаж, угол здания Сената, апартаменты Секретариата Сталина. И оттуда лестница к нам на второй этаж. Иду по коридору от комнаты помощников с документами к себе в секретариат (вызывали обычно по звонку: один звонок - это нас, секретарей, два звонка - это стенографистку с тетрадкой). И вдруг навстречу группа: в середине Сталин, "такого" росточка (на фоне ее 1.84 - Авт.), вокруг охрана. Я вжалась в стену. Он посмотрел - длинная баба, в стену вжатая (а он маленький), хмыкнул, засмеялся и пошел дальше.
Я после этого на диване на нашем, в комнате помощников, валялась - клянусь! - 15 минут от восторга! Не каждому же удается "живьем", а тем более так близко, увидеть "вождя народов"!
О муже
"Володя прошел всю войну танкистом. На два года старше меня - из выбитого войной поколения 1921-1923 годов. Счастливчик - даже не был ранен. Как самый тяжелый военный эпизод вспоминал не танковые сражения, а то, как при отступлении к Сталинграду летом 1942 года им пришлось самим утопить в реке свои танки, так как все переправы были разбомблены. А для танкистов-технарей танки - что их родные дети...
Но были и смешные эпизоды, как это всегда бывает на войне. Володина 34-я танковая бригада освобождала Эстонию, вошла в какой-то город. Детальных карт не было. Спросить не у кого. Увидели огромное красивое кирпичное здание со шпилем - подумали: ратуша. И водрузили на ней красный флаг. Оказалось - пивной завод. С тех пор над его танкистами шутили: "А, это знаменитая 34-я, которая на пивную флаг повесила!!!".
В 1972 году муж умер на Шпицбергене, где у страны была угольная концессия, а у его института - "миллионная тема". Второй инфаркт. Володя, перенеся недавно первый, не мог туда не лететь. Хотя я умоляла его не делать этого (там дышать нечем)".
О первой загранкомандировке
"В Ливане я работала заведующей канцелярией Посольства (страна маленькая, штат небольшой, всего 2 человека в канцелярии - завканц и стенографистка-машинистка). Это было время, когда начались внутриливанские столкновения, в которые были втянуты и находившиеся на территории Ливана палестинцы. Пострельбуха там, пострельбуха здесь, все семьи эвакуированы. А никакого убежища нет, есть подвал - длинный погреб: три ступеньки вниз и все. Начинается обстрел, объявляется тревога - все вниз спустились. Нервничаю, а кто-то из ребят говорит: "Чего ты психуешь - закури". Вот тогда я и закурила. Это был 1975 год. А пробыла я на своей первой ливанской войне до 1977-го".
Первый секретарь Посольства В.И. Колотуша: "Вместе с Г.П. мы решили рискнуть и попробовать раздобыть к обеду свежего хлеба. Сели в машину, и я начал колесить по округе в поисках действующей пекарни. Нашли. В очередь встал я, а Галина Павловна как дама осталась сидеть в машине ("я пока покурю"). И тут на площади, куда выходила пекарня, вспыхнула бешеная перестрелка...
Я похолодел от ужаса, но не за себя: сам-то я находился в помещении пекарни, с улицы был невидим, а вот Галина Павловна... Высунулся из двери пекарни и попытался жестами показать Галине, чтобы она затаилась. А она словно окаменела - сидит в машине, не шелохнувшись, и смотрит прямо перед собой...
Через какое-то время перестрелка стихла. Так же внезапно, как и началась. Я подбежал к машине, рывком открыл дверь и, обращаясь к Галине, выдохнул: "Как ты?" Галина, иссиня-бледная, улыбнулась какой-то вымученной улыбкой и сказала: "Вася, знаешь, все время, пока стреляли, я молила Бога - если пуля прилетит, то чтобы только не в лицо! Не хочется, чтобы хоронили в закрытом гробу!.."
О захвате Посольства в Ливане
"Это произошло 15-16 августа 1982 года. К посольству подошли два бронетранспортера, выдавили ворота, подавили все машины, которые стояли там, и вошли израильские солдаты. Они захватили нашу школу, клуб, консульство. Там и разместились. Мы укрылись в подвале основного здания. Израильские офицеры и солдаты прекрасно говорили по-русски, то есть были выходцами из СССР. Заведующий консульским отделом (В.В. Костиков) ходил семь раз к ним на переговоры - даже разговаривать не хотели. Грязные, злые - война.
Они знали, что это советское посольство, знали, куда входят. Перед основным рабочим зданием устроили открытый туалет. Мы были, можно сказать, заложниками. Единственное, что они нам разрешили - это заправлять дизель. Там же не было электричества. Захват Посольства продолжался почти двое суток. Ушли так же потихоньку, как и вошли".
Редакция "Родины" сердечно поздравляет Галину Павловну с юбилеем!
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем