Рижская дума большинством голосов постановила убрать памятник русскому полководцу Михаилу Барклаю-де-Толли из парка в центре латвийской столицы. Об этом сообщило агентство Leta.
Бронзовая статуя военачальнику шотландско-немецкого происхождения стояла в Риге 22 года. Управление национального культурного наследия утвердило перенос памятника, так как он не считается охраняемым государством. В ведомстве при этом отметили, что он имеет культурную и историческую ценность, поэтому уничтожение постамента допустить нельзя.
На голосовании в защиту культурного объекта выступили депутаты Русского союза Латвии. Они назвали демонтаж проявлением русофобии и переписыванием истории, а также добавили, что борьба с памятниками не улучшит улицы Риги.
Сторонники сноса ссылались на заявления Службы государственной безопасности Латвии, которая обвиняла Россию в использовании памятников для усиления своего влияния. Автор идеи уничтожения памятника вице-мэр Эдвардс Ратниекс от Нацблока в защиту идеи подчеркнул: "Там иногда собираются представители российского посольства!" В доказательство он на заседании Рижской думы продемонстрировал фотографии мемориальных торжеств двухлетней давности.
После демонтажа памятник вернут предпринимателю Евгению Гомбергу, который стал инициатором возврата реплики памятника на исторический постамент в 2002 году. Оригинальный монумент появился в центральном парке Риге Эспланаде в 1913 году к столетию окончания войны с армией Наполеона и в дань памяти связей генерал-фельдмаршала с Ригой и Лифляндией. Автором выступил немецкий скульптор Вильгельм Вандшнайдер. Постамент изготовили в Финляндии, а бронзовую скульптуру отлили в Германии. В 1915 году в годы Первой мировой войны статую вывезли из Риги в целях безопасности, но после этого ее след безвозвратно исчез. Копию в 2002 году создал петербургский скульптор, ученик Михаила Аникушина Алексей Мурзин.
Личность Михаила Богдановича Барклая-де-Толли остается для многих загадкой. Своим героем его считают помимо России еще как минимум четыре европейские страны, поделилась доктор исторических наук Юлия Кантор, побывавшая в родовом имении Барклая.
"Сохранились документы 1944 года, из которых следует, что воющие стороны, считая Барклая своим национальным героем, намерено отводили пушки от мавзолея в Эстонии, недалеко от границы с Латвией. Почему немцы считали его своим? Во-первых, его предки (по матери он немец) имели прямое отношение к Восточной Пруссии, жили на территории современной Прибалтики. Во-вторых, во время военной кампании 1812-1816 годов он командовал объединенной русско-прусской армией и находился под личным патронатом Фридриха Вильгельма. Он и умер в Пруссии в 1818 году, в городе Инстербург (ныне это Черняховск Калининградской области). По распоряжению Фридриха, траурный эскорт со всеми почестями сопровождал гроб с его телом до русской границы.
Своим национальным героем считают его, помимо россиян и немцев, также латыши (детство и отрочество он провел в Риге), эстонцы. И еще - вы будете, наверное, удивлены, - финны. В 1809 году он стал первым генерал-губернатором Финляндии, только что вошедшей к тому времени в состав Российской империи. И оставил там по себе хорошую память.
Можно назвать и шотландцев, так как род Барклаев по мужской линии происходит из этой страны. Предок Михаила Богдановича Питер Барклай-де-Толли в середине XVII века после подавления в Шотландии Кромвелем сторонников обезглавленного короля Карла Стюарта, переселился в Ригу. О таких людях правильней говорить не национальный герой, а интернациональный. Объединяющая страны фигура.
При Барклае российская разведка получила четкую структуру, единое подчинение, обзавелась профессиональной агентурой, которую он подбирал лично. Барклай отлично понимал, что без разведки войну не выиграть. Позже Париж признал, что "русские вчистую переиграли французскую разведку", чем во многом предопределили ход войны. И впоследствии вплоть до Первой мировой войны русская военная разведка была очень сильна. А потом случился Октябрь 1917 года. Дзержинский ни одного сотрудника царских времен не то что на службу не взял, но даже консультантом. Нарушилась преемственность. Что в условиях начавшейся гражданской войны было большой ошибкой".
В январе 1810 года Барклая-де-Толли назначили военным министром. Он занимался подготовкой кампании против Наполеона и в 1812 году и получил командование 1-й армией, оставаясь министром. Полководец настаивал на отступлении и за постепенном втягивании наполеоновской армии вглубь страны, что навлекло на него недовольство генералов и своего старшего товарища князя Багратиона. В результате Барклая заменил князь Кутузов.
Несмотря на понижение, Барклай проявил себя в сражении под Бородиным, заслужив орден Святого Георгия Победоносца II степени. После он жил в своем поместье в Лифляндии до назначения императором Александром I на командование 3-й армией, а далее русско-прусской армией. За свою деятельность в 1813-1814 годах военачальника наградили орденом Святого Андрея Первозванного, а за взятие Парижа позволило ему получить звание фельдмаршала.
В 1815 году он снова выступил во главе 200-тысячной армии в походе на Францию, но поражение Наполеона под Ватерлоо прекратило военные действия. Плохое здоровье заставило Барклая выехать на лечение на германские воды, но на пути туда он скончался недалеко от Кенигсберга в мае 1818 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем