Расшифрован геном "царевича" из тувинской "Долины царей"

15:28

Ученые определили геном молодого человека, останки которого были обнаружены в археологическом памятнике Чинге-Тей I в Тыве.

По методу антрополога Михаила Герасимова уже восстановлены лица некоторых "царственных" особ "Долины царей".

Рамиля Туктарова/РГ

В крупном погребально-поминальном комплексе, датированном VII-VI веками до нашей эры, центральное место занимал "царский" курган. В 2022 году в нем нашли захоронение знатного воина скифского времени. Его одежда и оружие были щедро декорированы золотыми украшениями в "зверином стиле". Юношу назвали "царевичем".

По словам научного руководителя лаборатории палеогеномики Европейского университета в Санкт-Петербурге Артема Недолужко, он был носителем одной из культур скифского типа - алды-бельской. Хотя скифы - это собирательный образ, относящийся, в первую очередь, к кочевым народам, населявшим Причерноморье.

Как уточняет издание PCR News, в настоящий момент ученые закончили лабораторную и биоинформатическую работу с останками "царевича". Работа будет опубликована в профильном журнале, сейчас она на стадии ревизии: рецензенты запросили дополнительные анализы ДНК.

По словам Недолужко, исследования палеогенетиков должны проводиться в комплексе с археологическими изысканиями, а также тесным взаимодействием с антропологами. Так, тувинский "царевич" имеет генетическое родство с древними людьми из памятников того же времени Синьцзяна (Китай) и Центрального Казахстана (в частности, тасмолинской культуры).

На территории кургана Аржан-2 были найдены "царь" и "царица". Анализ останков последней показал, что она была не местной: ее ДНК было необычной для Восточной и Центральной Азии. Как так вышло, можно выяснить при анализе, в частности, культурных особенностей жизни древних людей, которые населяли территории.

Ученый рассказал, что "царевич" из кургана Чинге-Тей I несет такую же генетическую группу в ДНК, что и "царица" из Аржана-2. Между двумя археологическими памятниками всего 20 километров, считается, что они были созданы последовательно по времени. Чтобы узнать, была ли "царица" бабушкой "царевича", или у них был какой-то общий предок, нужно изучить геномы других людей, относящихся к их культуре.

Лаборатория палеогеномики была создана на базе Европейского университета в 2021 году. Это проект Государственного Эрмитажа, Европейского университета в Санкт-Петербурге, компаний "Генотек" и "Гротекс". В мае 2024 года ученые впервые успешно выделили древнюю ДНК из музейного материала.

В настоящий момент для анализа доступно несколько десятков геномов носителей культур скифского типа, от Молдовы до Южной Сибири, Казахстана и Синьцзяна.