издается с 1879Купить журнал

Раскрыта тайна крушения штурмовика Ил-2 под Орлом

13:10

В Орловской области поисковики в рамках осеннего этапа "Вахты памяти" обнаружили место крушения советского штурмовика Ил-2, который погиб в августе 1942 года.

Место падения штурмовика Ил-2 было обнаружено в двух километрах от станции Золотарево.

Поисковое движение России

Место падения штурмовика Ил-2 было обнаружено в двух километрах от станции Золотарево.

Находку совершили члены Орловского молодежного поискового объединения "Огненная дуга". Осенний этап "Вахты памяти" они проводили на территории Залегощенского района Орловской области.

Работы были сосредоточены на участке, расположенном в двух километрах от станции Золотарево. Место поиска было определено по подсказкам местных жителей. Старожилы рассказали волонтерам, что в годы Великой Отечественной войны в этом районе было сбито два советских боевых самолета.

"Сведения о сбитых в этом районе наших самолетах подтверждались как документами частей и соединений ВВС Красной Армии, так и заявками на "победы" немецких летчиков, - сообщает Поисковое движение России.

В ходе экспедиции были обследованы две воронки. Одна оказалась местом падения и захода в землю штурмовика Ил-2. Вторая - воронка от сорвавшейся с плоскости крыла и отброшенной рикошетом авиационной бомбы ФАБ-100".

Крушение было таким катастрофичным, что от самолета почти ничего не осталось. Поисковики говорят, что мелкие фрагменты его фюзеляжа были разбросаны в радиусе более чем 300 метров вокруг воронки.

А крупных деталей самолета найти не удалось. Впрочем, не исключено, что большие обломки шасси, двигателя, винта и других элементов были убраны местными жителями вскоре после катастрофы или чуть позднее, после освобождения Орловщины от оккупантов, которое произошло в 1943 году.

В самой воронке были обнаружены следы сильного огня - вероятно, самолет, врезавшись в землю и войдя на глубине около трех метров, тут же вспыхнул. Пламя было такой силы, что плавился алюминий, из которого был изготовлен штурмовик.

По мнению поисковиков, при падении самолет подорвался на своих же авиационных бомбах ФАБ-100, которых при крушении на борту было не менее трех штук. Кабина пилота при взрыве была полностью уничтожена. Не сохранилось личных вещей, но поисковики уже провели историческое расследование и раскрыли тайну гибели штурмовика.

На месте падение был обнаружен небольшой фрагмент блока двигателя с выбитым на нем клеймом 30-го Московского авиационного завода, а также был установлен номер самолета.

По нему поисковики определили, что самолет был приписан к 198-му штурмовому авиаполку 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии.

По данным из журнала боевых действий удалось узнать, что 21 августа 1942 года полк получил приказ о бомбардировке аэродрома противника в Орле. На боевое задание вылетело девять штурмовиков Ил-2 без истребительного прикрытия.

Два самолета из-за неисправностей сразу вернулись на свой аэродром, а семь самолетов так и не вернулись. Они были сбиты врагом, о чем рассказали летчики Бондаренко и Малинкин, которым на следующий день удалось добраться до своего полка.

"Обнаруженный штурмовик Ил-2 был сбит обер-лейтенантом Альбертом Вальтером из 6./JG 51 "Мёльдерс" на предельно малой высоте (это уточнение из немецкого документа позволило полностью восстановить картину гибели самолета и его пилота), - сообщает Поисковое движение России.

За штурвалом найденного Ил-2 находился сержант Башкиров Иван Васильевич, 1921 года, уроженец села Старое Матюшкино Чердаклинского района Куйбышевской области. Воспользоваться парашютом летчик не мог из-за малой высоты и погиб при взрыве своего самолета".

Бондаренко и Малинкин рассказали, что приказ был выполнен: советским летчикам удалось уничтожить и вывести из строя 20 самолетов противника и три бензозаправщика. Пять летчиков считались не вернувшимися с боевого задания.

Судьба одного из них известна: Ил-2 лейтенанта Михаила Пушкарева упал в районе деревни Прилепы, расположенной примерно в 14 километрах от места падения штурмовика сержанта Башкирова. Пушкарев был взят в плен, прошел четыре немецких концлагеря, был освобожден советскими войсками и стал единственным из пятерки не вернувшихся с вылета летчиков, кому удалось пережить войну.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться