издается с 1879Купить журнал

Врач рассказал о загадочной болезни последнего цесаревича

29 октября 2024

После появления на свет четырех дочерей у императора Николая II и Александры Федоровны 12 августа (30 июля по старому стилю) 1904 года наконец родился долгожданный мальчик. Однако уже в начале сентября император оставил у себя в дневнике тревожную запись о здоровье ребенка. Беспокойство было не напрасным. Подробности болезни маленького Алексея Николаевича раскрыл кардиолог, сотрудник Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе Константин Крулев.

Алексей Николаевич Романов (1904-1918).

Алексей Николаевич Романов (1904-1918).

Рождение сына в царской семье Россия салютовала 301-м оружейным залпом. Мальчика Николай II, как и всегда хотел, назвал Алексеем "в память столь любимого им в русской истории государя - Алексея Михайловича, правившего на Руси более 30 лет", рассказала глава гуманитарного фонда семьи Романовых, княгиня Феодора Алексеевна. Все как будто было хорошо, но уже 8 сентября 1904 года император записал в своем дневнике следующее: "Аликс и я были очень обеспокоены кровотечением у маленького Алексея, которое продолжалось с перерывами до вечера".

Вскоре было установлено, что у ребенка гемофилия, которая проявляется повышенной кровоточивостью.

"Существует три типа гемофилии - А, В, С. Первые два протекают наиболее тяжело, и именно они наследуются через Х-хромосому. Болезнь наследуется по женской линии, но сами женщины обычно гемофилией не болеют", - уточнил Константин Крулев, добавив, что наследник как раз страдал типом А или В.

Точно определить сложно, но, по словам врача, это и не принципиально. Статистика в начале ХХ века была такова, что только 12% больных достигали совершеннолетия с подобным диагнозом. Остальные погибали от постоянных кровотечений.

Судя по имеющимся данным, заболевание цесаревич Алексей унаследовал от своей прабабушки - королевы Виктории. Причем никто из ее предков гемофилией не страдал. Как пишет врач, коварство недуга проявлялось внутренними кровоизлияниями, вызывавшими обездвиженность и нестерпимую боль. Последствия бытовых царапин и ссадин на коже еще как-то удавалось блокировать давящими повязками.

"Можно посочувствовать лейб-медикам, оказывавшим помощь Алексею. Ребенок рос подвижным, и травмы случались часто", - заметил врач.

Осень 1912 года стала для семьи настоящим испытанием. Тогда цесаревич неудачно прыгнул в лодку. В результате развилось "тяжелое внутреннее кровотечение". Медики даже заговорили о том, чтобы применить переливание крови.

Анна Вырубова, ближайшая подруга императрицы Александры Федоровны, вспоминала: "Мы были вынуждены слышать, как он все время кричит от боли, нам нужно было делать все необходимое для него, и мы закрывали уши ладонями".

По словам Константина Крулева, в то время теоретические предпосылки для переливания крови уже существовали, однако это было связано с огромной ответственностью - ведь на кону стояла судьба наследника престола.

В какой-то момент самочувствие цесаревича начало быстро приходить в норму. Как отметил профессор С.П. Федоров: "С медицинской точки зрения выздоровление царевича совершенно необъяснимо".

Кстати, потом еще несколько раз состояние маленького Алексея удивительным образом улучшалось - даже, казалось бы, в совершенно безнадежных ситуациях. В этом некоторые историки особую роль отводят Григорию Распутину, который "магическим образом" влиял на наследника.

Константин Крулев заметил, что Распутин иногда давал удивительно здравые советы. Например, как-то велел "не разрешать докторам сильно беспокоить" мальчика. И в этом было рациональное зерно.

"Растерянные доктора, не имеющие возможности помочь ребенку, часто поворачивали его, осуществляли ненужные манипуляции, препятствуя закреплению и без того ненадежного тромба", - объяснил кардиолог.

Последнее обострение болезни случилось в 1918 году в Тобольске. Алексей упал. После этого падения колено почти не разгибалось. Так было до самой смерти.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться