Цветы и ягоды на темно-синем фоне, "восточные огурцы" на кумачовом, тонкая полоска с яркими орнаментами - вернуть в обиход одежду с рисунками, которые были популярны в России до революции, предложил Музей ивановского ситца.
Десять исторических узоров для набойки воспроизвели по современным технологиям на фабрике в Шуе - получился тонкий и плотный перкаль с оригинальными принтами. А в РГУ имени А. Косыгина (Москва) сшили из этих тканей коллекцию городских костюмов по мотивам женской одежды XIX века.
Набивные ситцы - знаковый элемент "русского стиля". Без них нельзя представить традиционные рубахи и сарафаны, головные платки. Был период, когда хлопчатобумажные ткани с узорами использовали и вместо обоев.
Ручная набойка развивалась в России, в том числе на территории нынешней Ивановской области, несколько столетий. Мастера создали огромное количество рисунков. Увидев их на фотографии или на выставке, редкий человек не вздохнет: "Сейчас такого уже не делают..." А, собственно, почему?
В Музее ивановского ситца давно мечтали возродить производство тканей по старинным образцам. Начали с проекта "Платочные истории", к которому привлекли уникального мастера из Самары Павла Осипова. Разобрали пожелтевшие записи с рецептурами, попробовали повторить составы красителей и вапы (специальное вещество, которым на белой ткани резервируется место под будущий рисунок). Плодом долгих экспериментов стали платки цвета индиго с ручной набойкой.
Теперь научные сотрудники запустили новый проект из двух частей: "Ткани со смыслом" - воссоздание рисунков 1884-1896 годов в промышленном масштабе, "Я буду это носить!" - разработка моделей одежды из этих материалов. Инициатива поддержана президентским грантом.
Как рассказала заведующая Музеем ивановского ситца Галина Карева, в фондах хранится 560 тысяч образцов набивных тканей. Это одна из крупнейших коллекций в России и мире. Своим появлением она обязана знаменитому фабриканту и меценату Дмитрию Бурылину. Самые старые, так называемые "первобытные", набойки из его собрания датированы концом XVII века. Ткани в русском стиле можно разделить на три категории.
- Это ситцы белоземельные (цветочный узор на светлом фоне), краснофонные ("восточные огурцы", полоска, цветы на кумачовой основе) и кубовые (розы, тюльпаны, ягоды на темно-синем), - отметила Галина Карева. - Из всего огромного наследия мы отобрали десять образцов рисунка. Четыре - кубовые ситцы из альбома Товарищества мануфактур Посылиных (Шуя), шесть - краснофонные из альбома Товарищества мануфактур "Людвиг Рабенек", имевшего заводы под Москвой (сейчас это город Щелково).
Делать "исторические" ткани на оборудовании XXI века взялась фабрика "Шуйские ситцы", преемница посылинских мануфактур. Для этого технологам пришлось совершить своего рода подвиг, признают участники проекта.
В начале прошлого столетия при производстве кубовых ситцев в Шуе еще использовали ручную набойку. Для каждого рисунка изготавливали комплект печатных досок (по числу цветов) с рельефным узором. На некрашеный холст наносили вапу, затем ткань окунали в раствор индиго и сушили. На воздухе краситель окислялся, становясь желтым, зеленым и, наконец, синим.
После этого можно было наносить узор, тщательно совмещая края досок и ткани. На фабриках Рабенеков применялась технология механической вытравной печати. Материи сначала придавали красный цвет, а затем наносили рисунок с металлических форм более едким составом. Первоначально для фона использовались натуральные красители, затем синтетический - ализарин.
Как пояснила директор по брендам Елизавета Кувшинова, современные машины тоже имеют печатные валы для каждого цвета, но рисунок выжигается на них лазером. То есть краска на ткань переносится не с твердой поверхности, а из мелких дырочек в металле. Пришлось немного адаптировать рисунки. Сложнее всего было с "восточными огурцами", там требовалась особенно тонкая прорисовка.
- Считалось, что ротационная печать не позволяет достичь такой четкости рисунка, какую давали доски-манеры. Но на шуйском предприятии смогли найти выход, - подчеркнула старший научный сотрудник Музея ивановского ситца Юлия Блавдзевич.
Чтобы готовые ткани подходили для пошива модных платьев и юбок, в Шуе сделали ставку на перкаль. Это довольно плотный материал из стопроцентного хлопка. Первые образцы предоставили группе дизайнеров из РГУ имени А. Косыгина под руководством Виктории Джанибекян. Они придумали модели, которые с восторгом приняли эксперты фестиваля "Русский костюм" в Ярославле. Принты "с историей" заинтересовали многих, стартовый тираж тканей разошелся полностью. В ноябре обещают допечатать еще.
Модницам на заметку: схемы кроя для костюмов, созданных в рамках проекта, в будущем появятся в паблике Музея ивановского ситца.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем