Этот фильм - классический советский детектив, вышедший на киностудии "Ленфильм" в далеком 1966 году. Лейтенант ОБХСС Алешин в исполнении Александра Збруева благодаря маленькой зацепке в виде двух билетов, которые преступники брали на разные дни, но на одно и тоже место на один и тот же дневной сеанс, вышел на след преступного сообщества. Это был первый фильм в нашей стране о борьбе милиции с расхитителями социалистической собственности.
"Дело Зуйкова" и работа над сценарием
Основным автором сценария был ленинградский кинодраматург Борис Федорович Чирсков (1904-1966), его соавтор - сценарист Евгений Худик. Чирсков - человек непростой судьбы. В 1933-м его обвинили в участии в "контрреволюционной народнической организации": основанием послужили знакомства с ранее задержанными приятелями, с которыми Чирсков был знаком по учебе в Ленинградском университете. На 3 года его сослали в Новосибирск, оставив при этом в штате киностудии "Ленфильм". В начале 1936 г. Чирсков вернулся в Ленинград и смог в последующие годы поработать над рядом серьезных кинокартин той эпохи, таких как "Валерий Чкалов", "Нашествие", "Великий перелом", трилогия "Хождение по мукам". Летом 1964 г. "Ленфильм" заключил с Чирсковым и Худиком договор на сценарий фильма "Два билета на дневной сеанс".
В сценарной заявке прямо говорилось, что в основу будущего сценария положена подлинная история разоблачения сложного преступления. И действительно, в основе фильма лежит уголовное дело директора Ленинградской областной оптово-торговой базы Георгия Зуйкова. Он стал прототипом директора комбината, героя Владимира Кенигсона. Зуйков десятки лет проработал в системе торговли - сначала частной, во времена нэпа, а затем и государственной. В середине 30-х его привлекали к ответственности за хищение стройматериалов. Во времена блокады Ленинграда он, занимаясь снабжением населения продовольствием, за бесценок скупал шедевры русских художников. Как бы то ни было, в 1954 году он стал директором оптовой базы.
Уже в конце 50-х годов были арестованы отдельные работники базы, но участие директора в хищениях доказать не удавалось. Наконец, в 1962 г. руководитель был арестован. Ценности, полученные в ходе хищений и махинаций с валютой, как установило следствие, Зуйков прятал в 6 метрах от могилы собственной дочери, умершей в детстве1. К слову, и в фильме, в его концовке, милиция обнаруживает драгоценности именно в могиле дочери героя Кенигсона, в футляре из-под скрипки. Впрочем, у реального директора наворованное было куда покруче: золотые монеты царской чеканки, американские доллары, а на даче племянницы в Сосново - в кустах малины - два бидона с золотом! Понятно, что судьба Зуйкова была предрешена. Летом 1963 г. его расстреляли по приговору суда.
Неожиданная смерть
В центре сценария фильма "Два билета на дневной сеанс", конечно, отнюдь не только история расследования уголовного дела. Чирсков, лауреат четырех Сталинских премий, был серьезным драматургом, и ему крайне важно было показать характеры основных действующих лиц, их трансформацию через различные поступки. Это и лейтенант Алешин в исполнении Збруева, химик по образованию, внедренный в преступную группу. Это и молодой химик Лебедянский в исполнении Никиты Подгорного, желающий, с одной стороны, защитить диссертацию, а с другой - дающий возможность преступникам использовать его научное открытие в корыстных целях. Среди членов преступной шайки мы видим Сиротина в исполнении Александра Январева и Сабодажа, которого играет Станислав Чекан. Оказывается вовлеченной в преступный мир (а потом возвращается в мир порядочных людей) и некая Инка-"эстонка", которую блестяще сыграла совсем молодая Людмила Чурсина.
Работа над сценарием затянулась, в том числе и в связи с болезнью Чирскова, а когда осенью 1965 года текст принял "Ленфильм", к работе над сюжетом подключился режиссер-постановщик Герберт Раппапорт.
Именно на этой стадии между авторами начались разногласия. Режиссерская разработка фильма Раппапортом не удовлетворила Чирскова, который, однако, в силу нездоровья не стал спорить с постановщиком. На студию драматург писал в мае 1966 г.:
"Я тяжело болен, и у меня нет больше сил, чтобы продолжать эту бесплодную полемику, да я и не вижу реальной возможности в сложившихся обстоятельствах сохранить и осуществить мой замысел сценария"2. В деле фильма следом за заявлением Чирскова идет лист с описанием финальной сцены картины, где Алешин спустя время после окончания расследования встречает в городе Инку, нашедшую себе молодого человека и зажившую нормальной счастливой жизнью после того, как порвала связи с преступным миром. Очевидно, Чирсков предполагал более драматичный финал, желая показать, что за связь с миром криминала человек может заплатить очень дорогую цену. Но борьба с преступностью в советском фильме, разумеется, должна заканчиваться хорошо - и не иначе....
Борис Федорович так и не увидел на экране кинотеатра киновоплощение своего детища: его сердце остановилось 22 июня 1966 года.
Сэкономили на всем!
Съемки кинокартины выпали на середину - вторую половину 1966 года. Интересно, что практически все утвержденные изначально актеры и сыграли в фильме свои роли: Александр Збруев - Алешина, Игорь Горбачев - его начальника, Владимир Кенигсон - директора комбината.... Было лишь одно исключение: на роль химика Лебедянского изначально утвердили... уже знаменитого тогда Василия Ланового3. Но он не смог принять участие в работе над фильмом, и тогда на эту роль утвердили Никиту Подгорного. А поскольку Подгорный имел меньшую, чем Лановой, ставку, создателям удалось сэкономить.
Большой проблемой для съемочной группы стала занятость Збруева, Кенигсона, Барабанова в театрах. Из-за этого было потеряно 16 дней. Членам съемочной группы пришлось несколько раз ездить в Москву хлопотать об освобождении актеров для съемок. Еще 3 дня болел режиссер-постановщик Раппапорт, и 1 день - актер Игорь Горбачев. 3 дня стояла непогода. Из-за пресловутого брака пленки пришлось переснять некоторые сцены, на что ушло еще 3 дня4.
При всем при этом и во время съемок в Ленинграде, и в экспедиции в Риге, которая проходила в октябре 1966 г., создателям фильма удалось найти такие творческие решения, которые позволили сэкономить массу денег, что было редкостью по тем временам. Обычно любая съемочная группа советского фильма не укладывается в бюджет, выделяемый по указу Кинокомитета СССР.
Так, сцены в лаборатории были сняты благодаря предоставлению оборудования химлабораторией Ленинградского текстильного института, и не пришлось тратить деньги на постройку декорации5. Среди других ленинградских мест съемок можно назвать вестибюль Финляндского вокзала (там сняли ресторан вокзала), здание Электротехнического института (коридор и курилка), кинотеатр "Прибой" (касса и фойе которого присутствуют в фильме). А зрительным залом, в котором сидели герои фильма на сеансе, послужил конференц-зал "Ленфильма".
Рижская киностудия бесплатно предоставила оборудование и электричество. При этом часть объектов в Риге была сокращена: так, планировалось снять сцену на кладбище на натуре, однако из-за непогоды ее перенесли в павильон6. Сама экспедиция в Ригу сократилась с 20 до 10 дней. В итоге создатели картины сэкономили 13 тысяч рублей7. Более того, директор "Ленфильма" И.Н. Киселев согласился увеличить Александру Збруеву ставку за съемочный день с 20 до 25 рублей.
Работа над фильмом была омрачена не только смертью сценариста Б.Ф. Чирскова, но и уходом из жизни заместителя директора картины И.С. Пуховикова.
Консультанты остались довольны
В процессе работы над фильмом у съемочной бригады была масса консультантов. Так, сценами, связанными с драками и схватками героев, руководил Александр Массарский, который в 1948 г. создал первую группу профессиональных каскадеров в нашей стране.
Материал "Двух билетов..." внимательно смотрели и обсуждали в Министерстве охраны общественного порядка СССР. Обычно там очень придирчиво отмечают, что какие-то детали не соответствуют реалиям или положениям закона. Однако в этот раз, обнаружив, что в одном из эпизодов лейтенант Алешин действует "не по уставу", Министерство задумалось над изменением... устава8.
За научными вопросами следил профессор химии, проректор Ленинградского технологического института П.Г. Романков. Со стороны партийных органов Ленинграда и кинематографической общественности не было никаких нареканий. Собственно, как отмечается в документах, в фильме не было ни одной лишней и ни одной исключенной из него сцены: сценарий полностью соответствовал фильму, а фильм - сценарию. Это также представляло собой очень большую редкость для того времени.
"Не дефективный, а детективный"
Фильм вышел на киноэкраны Советского Союза 22 мая 1967 г. Остросюжетный детектив посмотрели более 35 миллионов зрителей, что позволило киноленте попасть в десятку лидеров всесоюзного кинопроката 1967 года.
А тремя месяцами ранее члены Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР обсудили картину и работу актеров. Так, мнения об игре Збруева разделились: если А.Н. Рашковская заявила, что он "наивен, страшно героичен" и "почти героически, голливудски спокоен"9, то Р.Д. Мессер полагал, что он "обнаруживает смелость, находчивость", "удивление чистого человека... перед тем миром, который ему пришлось преодолевать"10. Все согласились с тем, как хорошо сыграл химика Лебедянского актер Подгорный. С.М. Осовцов заметил, что "маленькая работа Чурсиной заставляет говорить о рождении большого таланта"11.
А еще участники обсуждения поспорили о месте детективного жанра в советском кино. Встал вопрос о целесообразности сцен насилия в картине. Г.А. Трифонов заметил на это:
"Я думаю, что не так страшно, что здесь есть ножи, приставленные к горлу. Пока существует детектив, все это вполне закономерно, и этим пользуются все, начиная от Хичкока"12. Многие тогда разделяли мнение о том, что детектив - это легкий, дешевый, не нагруженный важными смыслами жанр. Против этого категорически выступил Б.В. Юдин, заявив, "что это за снобизм, откуда такая старчески-профессорская позиция в отношении детектива..."13. По его мнению, нельзя забывать "социальную и гражданскую роль" таких картин: "если бы не работники ОБХСС и милиции, мы бы ходили в трусиках"14. По меткому выражению Осовцова насчет фильма, вызвавшему смех среди присутствующих, "родился ребенок хороший, не дефективный, а детективный"15.
В 1972 году Александр Збруев вновь сыграл Алешина в фильме "Круг", сценарий которого Евгений Худик написал уже без своего главного соавтора Б.Ф. Чирскова. А своеобразно "замкнула трилогию" о лейтенанте ОБХСС картина "Это меня не касается", вышедшая в 1976 г. Все фильмы имели режиссуру Герберта Раппапорта.
Сценарий "Двух билетов..." был напечатан и издан отдельной книгой в Ленинграде - это было сделано в память о выдающемся кинодраматурге Б.Ф. Чирскове.
- 1. Невякин Е., Кондратьев А. В золотой паутине // Чекисты. Л., 1977. С. 443.
- 2. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб.). Ф. Р-257. Оп. 18. Д. 1483. Л. 43.
- 3. Там же. Д. 1633. Л. 18.
- 4. Там же. Л. 7.
- 5. Там же. Л. 26.
- 6. Там же. Л. 7.
- 7. Там же. Л. 26.
- 8. Там же. Д. 1483. Л. 52.
- 9. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-183. Оп 2. Д. 40. Л. 4.
- 10. Там же. Л. 9.
- 11. Там же. Л. 25.
- 12. Там же. Л. 12.
- 13. Там же. Л. 20.
- 14. Там же. Л. 21.
- 15. Там же.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем