Биографическая справка. Ольга (? - 969), княгиня, жена киевского князя Игоря. Правила в малолетство сына Святослава и его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 года приняла христианство (при крещении - Елена).
Месть Ольги
Государственный историограф Николай Михайлович Карамзин красочно и экспрессивно повествует о первых годах правления княгини Ольги. Учитывая чрезвычайные обстоятельства того далекого от нас времени, лишь выдающаяся женщина могла удержать власть в своих руках и сохранить целостность державы, однако княгиня блестяще решила эту задачу.
"Святослав, сын Игорев, первый Князь Славянского имени, был ещё отроком. Бедственный конец родителя, новость Державы, только мечём основанной и хранимой; бунт Древлян; беспокойный дух войска, приученного к деятельности, завоеваниям и грабежу; честолюбие Полководцев Варяжских, смелых и гордых; уважавших одну власть счастливой храбрости: всё угрожало Святославу и России опасностями. Но Провидение сохранило и целость Державы и власть Государя, одарив его мать свойствами души необыкновенной".
В годы отрочества князя Святослава княгиня Ольга, по словам Карамзина, "овладела кормилом Государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами". Она жестоко отомстила восставшим древлянам за смерть своего мужа, причем ее пролонгированная во времени и пространстве месть была четырехкратной. Во-первых, двенадцать послов древлян, приплывших на ладье в Киев, были по приказу Ольги вместе с их ладьей брошены в глубокую яму и заживо там погребены. Во-вторых, следующее посольство древлян после его прибытия в Киев было отведено в баню и сожжено там. В-третьих, расправившись с двумя посольствами, Ольга отправилась к городу Коростеню, где был убит князь Игорь, чтобы справить там тризну - языческий погребальный обряд по мужу и насыпать на месте его гибели высокий курган; княгиня пригласила на пир 5000 знаменитых древлян, опоила их крепким хмельным мёдом, после чего дружинники княгини совершили величественное жертвоприношение в честь князя - умертвили всех охмелевших древлян и разложили тела убитых вокруг могилы Игоря. В-четвертых, Ольга с многочисленной дружиной, собранной в Киеве, отправилась в поход против древлян, "уже наказанных хитростью, но ещё не покоренных силою", сожгла Коростень и, осудив некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила оставшихся живыми древлян тяжелой данью.
Карамзин, ссылаясь на летописи, приводит в своей "Истории государства Российского" фантастические подробности четырехкратной мести княгини Ольги, "взятые, без всякого сомнения, из народной сказки". Хотя красочное описанное в летописи сожжение Коростеня посредством воробьёв и голубей следует признать мифом, с добродушной иронией замечает государственный историограф, "сия выдумка могла делать честь народному остроумию Русских в X веке". Почему же Карамзин приводит этот миф в своей "Истории"? Во-первых, "истинное происшествие должно быть их основанием". Во-вторых, "самые басни древние любопытны для ума внимательного, изображая обычаи и дух времени".
Выдающийся русский историк Сергей Михайлович Соловьев, полностью разделяя мысль Карамзина, подробно поясняет, в чем именно заключались обычаи и дух времени. Летописный рассказ, зафиксировавший для потомков предание об Ольгиной мести, "отражает в себе господствующие понятия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священною обязанностью; видно, что и во времена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы. … И чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином".
Благоустройство
Жестоко отомстив древлянам и окончательно их покорив, Ольга принялась за благоустройство своей державы. Она объездила не только северные окраины, но и всё государство Российское, утвердила в нем внутренний порядок, установила административные центры сбора фиксированной дани, основала опорные пункты княжеской власти и, как пишет Карамзин, "везде оставила знаки своей попечительной мудрости". Спустя 150 лет после смерти княгини Ольги жители Пскова продолжали бережно хранить в городе драгоценную реликвию - сани, в которых она путешествовала.
Правление княгини Ольги стало поворотным пунктом в истории государства Российского. Княжеская власть из власти полевого командира, стоящего во главе дружины, стала превращаться во власть главы государства. Как пишет современный российский историк Елена Александровна Мельникова, благодаря общегосударственной административно-фискальной реформе, которую провела Ольга, "регламентация даней, превращающихся в подати, расширение административных и судебных функций, взимание штрафов и торговых пошлин начинают обеспечивать русской элите более или менее прочную экономическую основу; военные походы как источник обогащения постепенно уступают место внутренним ресурсам, и внешняя торговля перестает доминировать как средство обеспечения элиты".
Княгиня управляла государством в течение 24 лет - с 945 по 969 год. Государственный историограф Карамзин с явным одобрением подвел конечный итог годам ее попечительного правления:
"Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отмстив Древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала порядок в Государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие Князья до времен Ольгиных воевали, она правила Государством".
Прошло более двух веков с той поры, как были написаны эти слова, но ни один из последующих историков не нашел никаких оснований для опровержения вердикта Карамзина - и имя княгини Ольги по-прежнему украшает страницы Истории.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем