издается с 1879Купить журнал

"Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах, мы покидали тонущий корабль..."

120 лет гибели непобежденного броненосца "Севастополь", затопленного капитаном I ранга Николаем фон Эссеном

1 декабря 1904 года (все даты даны по старому стилю), 310-й день Русско-японской войны.

Битва при Порт-Артуре.

Битва при Порт-Артуре.

Крепость Порт-Артур доживает последние недели.

Почти все крупные суда (кораблями в России именовали тогда обычно лишь линейные, а все прочие плавсредства - как правило, судами), оставшиеся от 1-й эскадры флота Тихого океана, лежат, расстрелянные 280-мм гаубицами японцев, на дне Порт-Артурской гавани.

280-мм снаряды рвутся на улицах города.

Все больше защитников выводит из строя цинга.

"Холодно... Ночью выпал снег.

На фоне сплошного белого ковра контуры наших гор обрисовываются как-то особенно резко и отчетливо".

Но с моря еще "доносится зловещий гул орудий, нарушающий тишину ночи. Фосфорические вспышки выстрелов освещают небо"1.

Это отбивает атаки японских миноносцев последний крупный корабль артурской эскадры - эскадренный броненосец "Севастополь".

Адмирал Николай фон Эссен.

Корабль и командир

Заложенный в Петербурге, на верфи Галерного островка, в феврале 1892 года, "Севастополь" смогли ввести в строй только в 1900-м - когда он уже в значительной степени устарел.

Он страдал вдобавок "врожденным пороком сердца": его паровые машины - некачественно собранные соседним Франко-Русским заводом - то и дело ломались.

Но все еще оставался достаточно мощным, хорошо сбалансированным броненосцем - в котором оптимально для его водоизмещения сочетались огневая мощь, броневая защита и скорость2. Не зря у флотских офицеров "вызывал доверие" уже его силуэт - такой же "собранный", "таящий энергию", что и у новейшего броненосца "Ретвизан".

Такая же "низкая, но соструненная масса"3.

А главное, с 16 марта 1904 года им командовал капитан 2 ранга (со 2 июля капитан 1 ранга) Николай Оттович фон Эссен (1860 -1915).

Не похожий на типичного командира корабля той эпохи - "миролюбивого" (как точно выразился один из лучших наших историков флота, Владислав Юльевич Грибовский). Хорошие моряки-судоводители, эти командиры не умели грамотно применять свою технику в бою - и потому стремились по возможности избежать боя, а в бою действовали нерешительно, пассивно4.

А Эссен по природе своей не мог быть пассивным.

Командующий Морскими силами Балтийского моря адмирал Николай фон Эссен. 1913-1914 годы.

Потому что "по своему нравственному облику" это был (как точно сформулировал хорошо знавший его контр-адмирал С.Н. Тимирёв) "истинный воин и рыцарь без страха и упрека"5. Даром что "совсем не имел воинственного вида"6...

И, соответственно, "его кипучей, деятельной натуре необходимо было постоянное движение"7!

"Как живой возстает он в памяти... Небольшого роста, с умными серыми глазами, с маленькой рыжеватой бородкой, с быстрыми и энергичными движениями..."8

Быстра и энергична была и его мысль. Он "отличался способностью принимать решения с молниеносной быстротой и, в большинстве случаев, удачно"9.

Один в море воин

Первые часы войны, 27 января 1904 года, морское сражение у Порт-Артура.

Крейсеру 2 ранга "Новик" приказано поддержать отходящий перед японским флотом к Артуру крейсер 2 ранга "Боярин".

Помощь не потребовалась, новых приказов нет. И командир "Новика" капитан 2 ранга Эссен начинает принимать решения сам - и быстро!

"Как сейчас помню, - писал полвека спустя бывший мичман с "Новика", капитан 2 ранга С.П. Бурачёк, - нашего командира, громко отдавшего приказание: "Приготовить минные аппараты. Я иду в атаку!"10

Адмирал Николай фон Эссен в Учебном Минном отряде. 1912 год.

И маленький, 3000-тонный, слабо вооруженный, без бортовой брони, крейсер на большой, 22-узловой скорости (1 узел - одна морская миля (1852 м) в час) устремляется на главные силы врага. На флагманский 15 000-тонный броненосец "Микаса"!

Но не очертя голову, а "имея в виду, что благодаря такому движению крейсер представляет наименьшую цель неприятелю, быстрота же передвижения цели сильно затрудняет ему пристрелку"11.

И, может быть, удастся подойти на дистанцию торпедного выстрела - 3-7 кабельтовых (кабельтов - 1/10 морской мили (185,2 м)). Минные аппараты - это торпедные: торпеды в русском флоте назывались тогда минами Уайтхеда.

...Расстояние до врага - 17 кабельтовых! Так близко в сражениях той войны не подходило к врагу ни одно русское судно!

Град снарядов, вздымающих столбы воды вокруг "Новика", заставляет Эссена отвернуть, но затем он снова устремляется на "Микасу".

...Расстояние - 15 кабельтовых!

Но ураганный огонь вновь вынуждает повернуть назад. А полученная при этом подводная пробоина - отказаться от дальнейших попыток...

Командующий эскадрой Тихого океана вице-адмирал О.В. Старк признал, что Эссен отличился как "смелостью", так и "разумным мышлением, веденным в соответствии с движением, огнем и положением неприятеля"12.

Фрагмент боя 27 января 1904 года.

"Идти на сближение с неприятелем!"

12 февраля 1904 года. Вместе с крейсерами 1 ранга "Баян" и "Аскольд", "Новик" снова сталкивается у Порт-Артура с главными силами японского флота.

И, по свидетельству служившего тогда на "Новике" лейтенанта А.П. Штера, Эссен снова на полном ходу "бросается" на эти силы, "собираясь атаковать минами [торпедами. - Авт.]"! Иначе, "продолжая бой с таким сильным противником, можно только погубить корабль, совершенно его не использовав"13...

По обоснованному мнению А.Н. Колобова, Штер ошибся в оценке намерений командира14. Но ошибка характерная: от Эссена ждут уже только смелого порыва вперед!

И, в общем, не зря.

2 мая 1904 года. На русских минах у Порт-Артура подрываются японские броненосцы "Ясима" и "Хатсусе".

Крейсер 2 ранга "Новик". 1904 год.

На наблюдательном пункте Золотой горы собирается множество офицеров и военных чиновников.

"Как сейчас помню", писал спустя годы один из них, военный врач Я.И. Кефели, телефонный доклад флаг-капитана при командующем эскадрой Эссена командующему, контр-адмиралу В.К. Витгефту, "горячую просьбу его и убеждение немедленно развести пары на всей эскадре, чтобы выйти в море" и добить японский отряд15!

28 июля 1904 года. Морское сражение в Желтом море.

Флагманский броненосец "Цесаревич" выкатился из строя. Значит, поврежден так, что не может управляться и вести эскадру.

Что делать командирам следующих за ним броненосцев?

Из пяти лишь двое не оставляют надежд переломить ход боя.

Командир "Ретвизана" капитан 1 ранга Эдуард Николаевич Щенснович увеличивает ход и поворачивает на броненосец "Микаса" - чтобы таранить его!

"Выйти из линии и идти на сближение с неприятелем" решает и командир "Севастополя" капитан 1 ранга Эссен16.

Но осколки японского снаряда перебивают несколько паропроводных труб - вынуждая вывести из действия часть котлов. Скорость "Севастополя" резко падает, и о решительном сближении не может уже быть и речи...

"Положение серьезно, но мы еще посмотрим!"

И вот - 22 ноября 1904 года.

В этот день японцы захватили господствующую над Порт-Артуром гору Высокая.

Капитан 2 ранга Н. Бахметев (1864-1904).

В боях за нее пал старший офицер "Севастополя" капитан 2 ранга Николай Иванович Бахметев, был тяжело ранен командир десантной роты с "Севастополя" мичман Василий Григорьевич Петров 8-й (умерший 12 декабря, в день своего 26-летия) и контужен младший офицер роты, мичман Глеб Робертович Шнакенбург...

На Высокой тут же обосновываются артиллерийские наблюдатели - и огонь японских осадных гаубиц по русским судам в гавани становится корректируемым.

И 22-26 ноября этим огнем потоплены почти все крупные суда, оставшиеся еще в Артуре - эскадренные броненосцы "Ретвизан", "Пересвет", "Победа", "Полтава", крейсера 1 ранга "Баян" и "Паллада".

Уже к вечеру 25-го из броненосцев на плаву остается лишь "Севастополь".

Командующий остатками артурской эскадры контр-адмирал Роберт Николаевич Вирен уже махнул на него рукой. Он отказывается разрешить Эссену вывести броненосец из гавани на внешний рейд, для прорыва из Порт-Артура.

...А ведь в начале 1904-го капитан 1 ранга Вирен - лихой командир "Баяна" - был смел и инициативен не менее, чем Эссен.

Капитан 1 ранга Р. Вирен (1856-1917).

В сражении 27 января он подводил свой крейсер к врагу почти на то же расстояние, что и Эссен, - на 19-20 кабельтовых. По собственной инициативе бросился, видя отход японского флота, в погоню. Приведенную выше оценку адмирал Старк дал им обоим - и Эссену, и Вирену17...

Но неудачи сломали Вирена.

А вот "истинного воина" Эссена только закалили - как сталь!

И сейчас он был настроен так же, как в первый день войны, когда мичман Бурачёк услышал от него: "Положение серьезно, но мы посмотрим и еще как посмотрим!"18

Флот должен погибнуть не в собственной гавани, а в море, нанеся перед этим максимально возможный урон флоту врага. Для того и существует!

Эскадренный броненосец "Севастополь". 1901-1903 годы.

И, уломав-таки Вирена, вечером 25 ноября Эссен выводит "Севастополь" на внешний рейд. В расположенную рядом с гаванью, на Тигровом полуострове, бухту Белый Волк.

Ветер и волна не дают развести плавучий бон - запирающий выход из гавани.

Но Эссен таранит бон и, прорвав его, выходит в море!

Семь ночей "Севастополя"

В бухте Белый Волк "Севастополь" готовится к прорыву блокады Артура - принимает запасы, собирает воюющий на берегу личный состав.

Но начеку и командующий японским флотом адмирал Хэйхатиро Того. Он приказывает своим миноносцам торпедировать последний русский броненосец.

...На "Севастополе" ставят сетевое ограждение - в котором должны запутаться или преждевременно взорваться торпеды. Шарнирно закрепленные на бортах стальные шесты откидываются перпендикулярно борту - и между ними расправляются и повисают вертикальной преградой стальные сети.

Гибель эскадры в Порт-Артуре.

Перед ними ставят плавучий бон из сетей, снятых с затонувших судов.

Прожектора образуют по ночам перед броненосцем световую преграду, ослепляющую японских командиров, рулевых и торпедистов.

И в первую ночь, на 27 ноября, выпустить (безрезультатно) торпеды по "Севастополю" удается лишь трем из семи миноносцев. Прочие ослеплены прожекторами и цель не находят.

Следующей ночью маленьким, водоизмещением 90-152 тонны, суденышкам не дает атаковать сильный ветер, разведший большую волну.

В ночь на 29-е в атаку идут четыре миноносца и два минных заградителя. Один остановлен прожекторами и огнем "Севастополя" и береговой батареи, а торпеды прочих не достигают цели: они опять выпущены со слишком большой дистанции.

В ночь на 30-е атакуют уже восемь миноносцев и два минных катера. И - пользуясь снежной пургой - прорываются в самую бухту.

Гибель эскадры в Порт-Артуре.

"Севастополь" бьет по ним не только из противоминных 37-мм и 47-мм пушек, но и из 305-мм орудий главного калибра! И четыре из восьми не могут преодолеть световое поле и стену огня; торпеды прочих перехвачены сетями.

Однако торпеда одного из катеров взрывается в импровизированной сети, прикрывшей не защищаемую штатным ограждением носовую оконечность броненосца. Это слишком близко от корпуса судна, и гидродинамический удар проделывает трещину в обшивке. Затоплен - пока лишь один, небольшой - отсек.

В ночь на 1 декабря из семи миноносцев торпеды - и то наугад - выпускают лишь четыре: из-за густого снега не видно ни зги.

В ночь на 2-е адмирал Того бросает на "Севастополь" все наличные миноносцы - 23 единицы - и минный катер19.

С броненосца бьют 152-мм и 305-мм орудия, слепят прожектора; стреляют с миноносцев "Сердитый" (лейтенант Степан Николаевич Дмитриев 5-й), "Сторожевой" (лейтенант Адриан Иванович Непенин) и "Бойкий" (лейтенант Георгий Оттович Гадд). Но массирование сил дает плоды: снова взрыв торпеды в носовой сети, снова затоплен отсек.

В ночь на 3 декабря, в сильный снегопад, десять миноносцев заходят на "Севастополь" с разных сторон - и срабатывает, наконец, теория вероятности. От взрыва торпеды в сетевом ограждении затоплены еще несколько отсеков, торпеда попадает в не защищенную сетями корму броненосца.

"Наверх вы, товарищи..."

Затоплено рулевое отделение, корабль сел кормой на грунт.

Из этого отсека воду можно откачать, но броненосец уже везде течет "как решето"20: слишком много взрывов сотрясли его корпус.

Севшие на грунт в гавани Порт-Артура крейсер 1 ранга "Паллада" (слева) и эскадренный броненосец "Победа". Конец ноября-декабрь 1904 года.

Прорыв в море более невозможен.

Что ж, "Севастополь" сделал все что мог.

Японцы выпустили по нему более 80 торпед21; из 35 атаковавших его судов 2 (миноносцы N 42 и N 53) погибли, а 16 (миноносцы "Чидори", "Аотака", "Цубаме", "Кари", "Манадзуру", NN 40, 41, 44, 46, 49, 56, 58, 62 и 64 и минные катера с броненосцев "Фусо" и "Микаса") получили повреждения22.

Сами взорвали "Корейца",

Нами потоплен "Варяг"...

20 декабря 1904 года - когда стало известно, что Порт-Артур будет сдан - капитан 1 ранга Эссен вывел "Севастополь" на 50-метровую глубину и затопил его.

Памятник на могиле адмирала Эссена на Новодевичьем кладбище Петербурга не сохранился. Надгробие из красного гранита установлено в 1960 году.

Спустя десять лет командующий Балтийским флотом адмирал Эссен наметил судно, на котором он поднимет весной, с началом кампании 1915 года, свой флаг. Им стал только что вступивший в строй линейный корабль "Севастополь".

Но не довелось. Простуда, вызванная холодным балтийским ветром, дала осложнение на сердце, и 8 мая 1915 года адмирал скончался.

  • 1. Лилье М.С. Дневник осады Порт-Артура. М., 2002. С. 289.
  • 2. Сулига С.[В.] Броненосцы типа "Полтава". М., 1993. С. 13.
  • 3. Иениш Н.[В.] Шантунгский бой 28 июля 1904 г. (по наблюдениям с палубы эскадр. миноносца "Беспощадный") // Военная быль (Париж). 1963. Май. N 60. С. 17, 20.
  • 4. Грибовский В.Ю. Личный состав российского флота в Русско-японской войне 1904-1905 гг. // Синдром Цусимы.(Сборник статей). СПб., 1997. С. 48.
  • 5. Тимирев С.Н. Воспоминания морского офицера. Балтийский флот во время войны и революции (1914-1918гг.) Нью-Йорк, 1961. С. 3.
  • 6. Кефели Я.И. Взрыв и гибель "Хатсузе" // Порт-Артур. Воспоминания участников. Нью-Йорк, 1955. С. 192.
  • 7. Тимирев С.Н. Указ. соч. С. 20.
  • 8. Граф Г.[К.] На "Новике". (Балтийский флот в войну и революцию.) Мюнхен, 1922. С. 73.
  • 9. Тимирев С.Н. Указ. соч. С. 28.
  • 10. Бурачек С.П. На "Новике" 26 января 1904 года // Порт-Артур. Воспоминания участников. Нью-Йорк, 1955. С. 74.
  • 11. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отд. III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Действия на Южном морском театре войны. Вып. 1. Период Командования флотом Вице-адмирала Старка. СПб., 1911. С. 50.
  • 12. Там же. С. 37.
  • 13. На крейсере "Новик". Дневник лейтенанта А.П. Штер. СПб., 1908. С. 21.
  • 14. [Колобов А.Н.] Бронепалубная молния. Крейсер II ранга "Новик". Пока не прибыл С.О. Макаров (https://topwar.ru/151676-bronepalubnaja-molnija-krejser-ii-ranga-novik-poka-ne-pribyl-so-makarov.html).
  • 16. Русско-японская война. 1904-1905 гг. Кн. 3. Морское сражение в Желтом море 28 июля (10 августа) 1904 г. - Захват японцами миноносца "Решительный" в Чифу. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе. Пг., 1915. С. 109.
  • 17. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отд. III. Вып. 1. С. 33, 37.
  • 18. Бурачек С.П. Указ. соч. С. 73.
  • 19. Описание военных действий на море в 37-38-м гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.). Составлено Морским генеральным штабом в Токио. Т. 1. Военные действия против русской эскадры в Порт-Артуре. СПб., 1909. С. 275-284.
  • 20. Цит. по: Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. 4. Действия флота на Южном театре и действия морских команд при обороне Порт-Артура после морского сражения в Желтом море 28 июля (10 августа) 1904 г. до конца осады крепости. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском генеральном штабе. Пг., 1916. С. 290.
  • 21. Молодцов С.В. Эскадренные броненосцы типа "Полтава" // Судостроение. 1989. N 11. С. 56.
  • 22. Описание военных действий на море в 37-38-м гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.). Т. 1. С. 288.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться