Биографическая справка. Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I. Изгнал Святополка I. Боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1026), но в 1036 году вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем была составлена "Русская Правда" - свод древнерусского права.
Полководец
"Где ваш патент на благородство?" Этот риторический вопрос Европа периодически задает России, по умолчанию предполагая, что у государства Российского нет и не может быть вразумительного ответа, ибо оно, это государство, якобы всегда лишь слепо подражало Европе и безуспешно догоняло ее, а его монархи по своей родовитости сильно уступали европейским государям. Исполинская фигура Ярослава Мудрого служит наглядным опровержением абсурдности подобных домыслов. Именно его изображение мы видим на 1000-рублевой купюре.
Он жил десять веков тому назад, а в то давно прошедшее время идеальный государь должен был быть воином: стойко переносить все тяготы и лишения войны, уверенно держаться в седле, виртуозно владеть мечом, личным примером увлекая за собой воинов дружины во время похода на врага. И, разумеется, уметь маневрировать наличными воинскими ресурсами на подконтрольной ему территории.
Ярослав Мудрый идеально соответствовал этим стародавним критериям образцового главы государства. В 1036 году кочевники печенеги, "самые жестокие из всех язычников", совершили поход на Киев. Кочевники не умели штурмовать крепости: они ограничивались разорением городской округи, теряя драгоценное время и утрачивая все преимущества фактора внезапности. Ярослав Мудрый искусно использовал это обстоятельство: привел дружину из Новгорода, разгромил печенегов и обезопасил степные границы Руси. Печенеги в поисках более легкой добычи перекочевали к границам Византии и перестали нападать на Русь.
Ярослав Мудрый воспользовался ослаблением Византии и в 1043-46 годах вел успешную войну с ней для ограждения и упрочения государственных интересов Киева. Столь же удачлив он был в войнах с литовскими и финскими племенами, а также в вооруженных столкновениях со своими братьями в борьбе за власть. Однако в Историю он вошел не как удалой или храбрый полководец, а как мудрый правитель.
Сила права
Еще при его отце Владимире I именно дружина была центром управления государством. Князь, не сходя с походного седла, правил своей державой. Успешный правитель ассоциировался с удачливым и победоносным военачальником, способным вооруженной рукой отстоять целостных собственных владений и, воспользовавшись благоприятной ситуацией, молниеносно причинить ущерб владениям соседей. Александр Пушкин в "Сказке о золотом петушке" очень точно описал труды и дни любого властителя в те достославные времена, когда правил Ярослав Мудрый.
- С молоду был грозен он
- И соседям то и дело
- Наносил обиды смело.
Поэтому именно дружина была важнейшей пружиной в относительно несложном механизме государственного управления.
- Чтоб концы своих владений
- Охранять от нападений,
- Должен был он содержать
- Многочисленную рать.
- Воеводы не дремали,
- Но никак не успевали:
- Ждут, бывало, с юга, глядь, -
- Ан с востока лезет рать.
- Справят здесь, - лихие гости
- Идут от моря.
При Ярославе Мудром ситуация начала видоизменяться. Право силы начинает вытесняться силой права. Правовые нормы записываются - так в 1015 году возникает первый русский судебник "Правда Русская" ("Правда Ярослава"), первоначально предназначенный лишь для свободного городского населения Великого Новгорода, но спустя полвека его дополнят правовыми нормами, охраняющими княжеское хозяйство ("Правда Ярославичей"). Несмотря на то, что в государстве Российском в течение многих веков все спорные вопросы по-прежнему предпочитали решать не по писаному закону, а "по душе", "по совести", "по понятиям", начало российской правовой культуры было положено при Ярославе Мудром.
Хотя сам Ярослав использовал силу в борьбе за власть с отцом и братьями, именно при нем вырабатываются договорные, а не силовые методы раздела княжений, со временем ставшие предметом соглашений на княжеских съездах. Сила права укрепляется как в самом Древнерусском государстве, так и за его пределами.
Государственная идеология
Становление Древнерусского государства при Ярославе Мудром шло рука об руку с возникновением государственной идеологии - установлением общерусского прославления святых Бориса и Глеба как небесных покровителей династии Рюриковичей и всей Руси, возникновением концепции богоданной княжеской власти и обоснованием права Руси на равенство среди других христианских народов. Рука Ярослава привыкла держать не только бранный меч, но и книгу. При нем начинают переводить на древнерусский язык и переписывать византийские богословские и исторические сочинения. Закладываются основы летописания. Создаются первые литературные произведения.
Киев стал не просто большим и красивым, а воистину столичным городом. Его перестраивают по константинопольскому столичному образцу, воздвигают храм св. Софии, заложенный в память победы над печенегами, и Золотые ворота, возводят соборы и церкви, строят новые оборонительные сооружения, способные выдержать длительную осаду. При Ярославе Мудром в Киеве было более 400 церквей и 8 рынков. Это был достойный соперник Константинополя и настоящая жемчужина среди всех европейских городов.
Историк Сергей Соловьев назвал Ярослава Мудрого "князем-нарядником страны", то есть установителем порядка в государстве и распорядителем народа по работам, по созидательному труду. Ярослав Мудрый основал несколько городов: Ярославль на Волге, Ярославль в современной Польше, Юрьев (Тарту) в современной Эстонии, Новгород-Северский на территории Черниговской области современной Украины.
Расширяются международные контакты Древнерусского государства и заключаются многочисленные династические браки с правящими домами Византии, Швеции, Польши, Дании, Норвегии, Франции и Венгрии. Монархи Европы почитали за честь породниться с Ярославом Мудрым. Поэт Константин Батюшков в стихотворении "Песнь Гаральда Смелого" подробно рассказывает о бесчисленных подвигах короля Норвегии, совершенных ради того, чтобы добиться руки и сердца княжны Елизаветы, дочери Ярослава Мудрого.
- Не тщетно за славой летали далёко
- От милой отчизны по диким морям;
- Не тщетно мы бились мечами жестоко:
- И море и суша покорствуют нам!
- А дева русская Гаральда презирает.
При нем на Руси укоренился новый порядок престолонаследия, просуществовавший вплоть до конца первой трети XII века и обеспечивший относительную стабильность государства Российского. Киевский князь провозглашался верховным правителем Руси, а государство - владением всего рода Рюриковичей. Главный киевский стол наследовался старшим братом умершего киевского князя, а при отсутствии братьев - переходил к следующему поколению, к старшему сыну старейшего из братьев, княживших в Киеве. Сохраняя единство государства, этот порядок создавал питательную среду для грядущих княжеских усобиц.
По словам летописца, Ярослав Мудрый оставил своим сыновьям завещание следующего содержания: "Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами, Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же смирно, слушаясь друг друга; свой стол - Киев - поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему, Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо отца". Изяславу же особенно поручил: "Если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному". По смерти Ярослава Мудрого осталось пять сыновей, которые распределили между собой волости так: Изяслав сел в Киеве, Святослав - в Чернигове, Всеволод - в Переяславле, Вячеслав - в Смоленске и Игорь - во Владимире-Волынском. Дочь Елизавета стала королевой Норвегии, Анастасия - королевой Венгрии, Анна - королевой Франции.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем