Раритеты из собрания знаменитого охотника за диковинами Дмитрия Бурылина представили на новой выставке к 110-летию его музея. "Ситцевый" фабрикант из Иваново-Вознесенска страстно собирал необычные, старинные, уникальные вещи со всего света и завещал их родному городу.
В 1914 году он открыл здесь первый публичный музей, со временем разделенный на два - историко-краеведческий и художественный. К юбилею из фондов Музея промышленности и искусства отобрали 110 предметов, некоторые представлены зрителю впервые.
Экспонаты позволяют оценить широту интересов Бурылина - от археологии и текстильного производства до масонства и учения Льва Толстого (с коим Дмитрий Геннадьевич уважительно переписывался, складывая ответы в особый ларец). Фабрикант покупал как отдельные вещи, так и целые коллекции: денег, народных костюмов и утвари, фарфора и фаянса, курительных трубок, чернильниц, часов, женских украшений… Кураторы нового проекта постарались отразить все грани этого пестрого и богатого собрания.
Впервые на всеобщее обозрение выставили фрагмент европейской Книги гимнов конца XVIII века. Это был громадный (79 на 55 сантиметров) том в переплете из досок, обтянутых кожей. На пергаментных страницах вручную прописаны тексты богослужебных песнопений на латыни и ноты к ним. Рядом - цветные изображения святых и ангелов.
Представлена и знаменитая голландская Библия Пискаторов XVII века - Theatrum Biblicum. Она была издана художником Класом Янсом Висхером, который, по моде того времени, перевел на латынь свою фамилию (vissсher - "рыбак" на голландском, pisсator - на латыни) и подписывался "Nicolaеs Iohannis Рiskator".
"Это цельногравированные листы, которые выборочно иллюстрируют текст Ветхого и Нового Завета. Пискатор выкупал в издательствах старые гравюрные доски, сделанные по рисункам голландских художников лучшими мастерами резца того времени. Издание приобрело широкую популярность и в XVII веке переиздавалось шесть раз. Гравюры снабжены краткими комментариями на латинском языке. Наш экземпляр Библии имеет также рукописные пояснения на церковнославянском (полуустав, полуустав с элементами скорописи и скоропись XVII - начала XVIII вв.) - прозаический и поэтический перевод", - пояснили в Ивановском историко-краеведческом музея имени Д. Бурылина.
Гости увидят первую датированную книгу в истории русского книгопечатания - "Апостол" 1564 года. Этому шедевру Ивана Федорова и Петра Мстиславца в XVI и XVII веках подражали на Руси и далеко за ее пределами. Одно свойство осталось непревзойденным. В "Апостоле" нет плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой краски - и ни единой опечатки! Уникальный случай не только для России, но и для Западной Европы. Бурылинский экземпляр "Апостола" любопытен тем, что книга, изданная на белой голландской бумаге, в XVIII веке была аккуратно отреставрирована голубыми листами уже русского производства.
На выставке можно увидеть "Грамматику" Мелетия Смотрицкого и "Арифметику" Леонтия Магницкого. Именно их юный Михайло Ломоносов взял с собой в Москву из архангельской глуши. Первая - учебник XVII века по церковнославянскому. По его образцу составлялись грамматики сербского, хорватского, румынского и болгарского языка. Автор выдвинул пять ступеней обучения ("зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй"), сформулировал систему падежей и спряжений, ввел букву "г" и узаконил употребление "й", а еще отмел лишние буквы, в которых, по его наблюдениям, славянская письменность не нуждалась. "Арифметика" же - первый в стране учебник по математике. Он был составлен в начале XVIII века для "мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей". Задачи по алгебре, геометрии, астрономии, геодезии и навигации сопровождает множество иллюстраций.
Ивановский фабрикант Дмитрий Бурылин очень интересовался механическими устройствами. Среди постоянных экспонатов его музея - единственные в своем роде вселенские астрономические часы XIX века, одни из самых сложных в мире. В деревянный корпус шириной три метра вмонтированы указатели нескольких вечных календарей и местного времени на разных континентах.
А на новой выставке гостей поджидает "секретная" стреляющая шкатулка (Россия, начало XIX века). Ее корпус сделан в виде стены форта с бойницами, внутри - шесть латунных пушек на лафетах. При открывании крышки каждая должна была выходить в свою бойницу и производить залп.
Аналогов шкатулке нет, заверили в музее: "Предметы такого свойства, как правило, выполнялись оружейниками по индивидуальному заказу и под определенные цели. Перед мастером ставилась непростая задача совмещения функционала огнестрельного оружия и того предмета, под который он должен быть замаскирован. Простая на вид шкатулка, которую предназначалось открыть, запустив тем самым серию выстрелов, вполне могла иметь декоративное назначение и презентоваться в качестве дорогого подарка человеку, например, связанному с военным делом".
Еще одна диковина - богато украшенное конское седло XIX века из Бухарского Эмирата. Оно принадлежало последнему бухарскому эмиру Сеид Алим-хану и досталось большевикам как трофей. Конскую упряжь подарили Иваново-Вознесенску по поручению Михаила Фрунзе. Он познакомился с Бурылиным во время съезда рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, который в 1918 году проходил прямо в музее. Когда коллекция была национализирована, Дмитрий Геннадьевич служил ее хранителем. Он просил "товарища Арсения" присылать новые экспонаты, и тот несколько раз отправлял в музей интересные предметы с Туркестанского фронта.
В собрании Бурылина много предметов быта, привезенных из Европы и восточных стран. Для юбилейного проекта отобрали, в частности, украшение для удлинения пальцев - что-то вроде остроконечного наперстка с подвесками, "привет" из древнего Китая современным накладным ногтям.
Выставка "110 раритетов Музея Д. Г. Бурылина" будет работать до 1 мая 2025 года.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем