Любопытное исследование вышло в журнале "Шаги/Steps". Его автор Екатерина Александрова, академический руководитель программы "Египтология" НИУ ВШЭ, изучила погребальные практики древних египтян и пришла к выводу, что, вопреки распространенному мнению, религия египтян не строилась исключительно на страхе смерти.
В своей работе автор анализирует как древние религиозные тексты, так и труды видных египтологов ХIХ, XX и XXI веков. Популярная теория гласит, что верования древних египтян основывались на страхе смерти. Однако новое исследование доказывает, что это не совсем так.
"Согласно наиболее распространенной египтологической интерпретации древнеегипетской космологии, египтяне мыслили мир существующим в двух временных режимах, которые обозначались как нехех и джет, - пишет Екатерина Александрова.
Первое время - циклическое, вечно обновляющееся вместе с движением солнца и разливами Нила, второе - вечно длящееся, в котором "окаменели" божественные и человеческие свершения".
Жизнь человека проходит в первом времени среди недолговечной архитектуры из тростника и сырцового кирпича, во втором времени вечно пребывают блаженные умершие, удостоенные чести возвести себе гробницу.
Однако, отмечает она, сосредоточенность египетской культуры на смерти может оказаться своеобразным артефактом египтологических обобщений, которыми занимаются исследователи.
Куда лучше отношение древних египтян к смерти объясняет недавно выдвинутая теория компенсационного контроля. В ее центре находится потребность человека эффективно влиять на свое окружение для достижения важных целей.
"Ощущение, что удача имеет случайное распределение, что человек не властен над своей жизнью, успехами и поражениями, приводит к стрессу и тревожности, - следует из научной работы. - Необходимость восприятия мира как упорядоченного и справедливого, а себя - как дееспособного участника разворачивающихся в нем событий, в рамках этого подхода являются двумя ключевыми факторами человеческой деятельности".
Представление о компенсационном контроле связано с тем, что в столкновении с реальным миром возможности отдельного человека ограничены, далеко не все находится в его власти.
Согласно теории, человек испытывает недостаток контроля над своей жизнью, поэтому, для сохранения порядка, он обращается к внешним источникам, то есть к богам и фараонам.
"Ближе всего к рассматриваемой теории преодоления страха смерти находится возможность "полной аннигиляции", оформившаяся в Египте в образ "второй смерти", - пишет исследователь.
Это полное уничтожение ожидает грешника, не прошедшего суд Осириса или попавшего в сети, на бойню или в котел грозных обитателей иного мира".
При помощи ритуальной практики египтяне умудрялись подстраховаться, реализовав тем самым свою долю контроля над ситуацией. Это ярко проявляется в широкой практике помещения на сердце мумии специального "сердечного амулета" с главой из "Книги мертвых". Считалось, что такой амулет не давал сердцу свидетельствовать против покойного на суде Осириса.
В рамках исследования были проанализированы два главных монументальных труда Древнего Египта: "Тексты пирамид" и "Книга мертвых". Анализ показал, что в них отражен не столько страх перед смертью, сколько "усилия по сохранению космогонического порядка".
То есть в центре религиозных практик египтян на самом деле был не страх перед смертью, а желание поддерживать гармонию и контролировать порядок как в мире живых, так и в мире мертвых.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем