Если на афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зрители покупают билет, даже не обращая внимания на название спектакля. Фильмы с ее участием - "Соломенная шляпка" (1974), "Агония" (1974), "Служебный роман" (1977), "Д'Артаньян и три мушкетера" (1978), "Сталкер" (1979), "Жестокий романс" (1984) - навсегда в "золотом фонде" отечественного кинематографа. Алиса Бруновна Фрейндлих - это бренд, в самом хорошем смысле слова. Столько лет она, не искушаемая никакими медными трубами, делится со зрителями своим невероятным талантом, огромным трудолюбием и редкой душевной красотой.
Актриса театра и кино, певица, народная артистка СССР, лауреат трех Государственных премий и премии Правительства Российской Федерации родилась 8 декабря 1934 года в доме на Исаакиевской площади в Ленинграде в творческой семье. Отец Бруно Фрейндлих был профессиональным актером, народным артистом СССР. Мать Ксения (в девичестве Федорова) - выпускница курсов Театра рабочей молодежи. Так что маленькая Алиса росла в соответствующей атмосфере: ходила на спектакли, напевала арии из оперы и тайком переодевалась в мамины платья, чтобы поиграть в театр.
Несмотря на немецкие корни, мама Алисы настояла на том, чтобы девочку записали как русскую. И это спасло ее от депортации во время Великой Отечественной войны. Одним из главных детских впечатлений Фрейндлих стала блокада Ленинграда. Актриса рассказывает об этом страшном времени так: "Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жёсткий режим устроила нам бабушка - и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых - выжить, во-вторых - все, все запомнить".
После Победы мать с Алисой переехали на три года в Таллин. Затем вернулись в Ленинград. Девочка продолжила учиться в школе №239, куда ходила и до войны. Здесь будущая артистка попала в театральный кружок, которым руководила именитая советская актриса Мария Призван-Соколова. Именно она обучила Фрейндлих азам актерского мастерства.
После окончания школы юная Алиса подала документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского. Фрейндлих успешно сдала экзамены и была зачислена на курс Бориса Зона. В 1955 году она сыграла первые эпизодические роли в фильмах "Неоконченная повесть" и "Таланты и поклонники". Тогда же впервые вышла замуж за свою студенческую любовь, но брак быстро распался.
Перед окончанием института Борис Зон подарил Алисе Бруновне свое фото и написал на обороте: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы". Он рекомендовал актрису на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения. Дипломный спектакль "Мораль пани Дульской", в котором Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.
Всего за время работы в этом театре Фрейндлих сыграла более десяти ролей. В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссером Игорем Владимировым. Когда в 1961 году, он возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, Фрейндлих перешла туда. Через некоторое время они поженились. "Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно - я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться", - признается Алиса Фрейндлих.
Игорю Владимирову удалось "уловить специфику таланта Фрейндлих". Он не просто ставил для нее спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы. Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Одной из наиболее известных ее ролей того времени был Малыш из "Малыша и Карлсона". Этот спектакль с одинаковым удовольствием смотрели и взрослые, и дети.
Но в кино Алису Бруновну практически не приглашали. Все изменилось только в 1974 году. В тот период с участием Фрейндлих вышло целых три картины: мелодрама Евгения Хринюка "Анна и Командор", музыкальная комедия Леонида Квинихидзе "Соломенная шляпка" и историческая драма Элема Климова "Агония".
Настоящую всесоюзную кинославу актрисе принес фильм Эльдара Рязанова "Служебный роман" (1977) и роль Людмилы Прокофьевны Калугиной. Кстати, легендарный костюм депрессивного коричневого цвета Фрейндлих нашла сама, "излазив" всю гардеробную "Мосфильма". Фильм имел огромный успех, Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала "Советский экран". Роль Калугиной до сих пор остается в карьере Алисы Бруновны не только самой известной, но и одной из ее самых любимых.
После "Служебного романа" Алиса Фрейндлих великолепно сыграла королеву Анну Австрийскую в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера" режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича по роману Александра Дюма. Фрейндлих рассказывала, что они "с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло - ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие".
Карьеру Алисы Фрейндлих в кино украсила небольшая, но яркая роль жены сталкера в одноименном фильме гениального Андрея Тарковского, снятого в 1979 году по мотивам фантастического романа братьев Стругацких - "Пикник на обочине". У Фрейндлих было всего несколько сцен: в начале фильма и монолог в конце, который стал практически полной импровизацией актрисы. Все, кому посчастливилось видеть этот фильм, наверняка его помнят: "… если бы не было в нашей жизни горя, то лучше бы не было, хуже было бы. Потому что тогда и счастья бы тоже не было. И не было бы надежды".
В 1981 году в жизни Алисы Фрейндлих произошло несколько важных событий. Актрисе было присвоено звание Народной артистки СССР, а вскоре после этого она рассталась со вторым мужем - Игорем Владимировым. Но еще два года работала в театре с бывшим супругом. Затем перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького (сегодня - Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова) и… вышла замуж в третий раз - за молодого артиста, художника-самоучку Юрия Соловьева. В 1990-м они расстались.
Наиболее известной и успешной ролью Алисы Фрейндлих в кино в 1980-х стала роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в экранизации пьесы "Бесприданница" Александра Островского. Режиссером картины выступил уже очень хорошо знакомый ей Эльдар Рязанов. Правда, на этот раз худсовет актрису никак утверждать не хотел, "не видел" ее в роли Огудаловой. В итоге, настоял на ее кандидатуре Рязанов.
В 1990-х Фрейндлих снималась в кино гораздо меньше. Она сыграла в драме Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера", в продолжении "Мушкетеров". В начале 2000-х приняла участие в сериале "Женская логика", сыграв пенсионерку-сыщика с авантюрным характером. В 2004 году Фрейндлих снялась в драме "На верхней Масловке".
Алиса Бруновна до сих пор снимается в кино и работает в родном петербуржском театре. "Рядом с ней невозможно сыграть плохо, - отмечает актер и певец Михаил Боярский - Она вожак, который ведет всю труппу. Это такая путеводная звезда".
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем