В годы Великой Отечественной войны структура управления подпольными организациями Ленинградской области претерпевала существенные изменения, а не оставалась неизменной, как это считалось раньше. К такому выводу пришел Дмитрий Воробьев из Санкт-Петербургского института истории РАН.
Исследование опубликовано в журнале "Ученые записки" Новгородского государственного университета. Как отмечает автор научной работы, в советское время среди специалистов бытовало мнение о том, что структура управления подпольными организациями в 1941-1944 годах оставалась неизменной в ходе битвы за Ленинград.
Однако в новом исследовании автор на основе ряда архивных документов доказывает, что она претерпевала существенные изменения, особенно на первом этапе. На этот процесс напрямую влияли события, происходившие на оккупированной территории Ленинградской области.
"Низший уровень в лице подпольных ячеек и подпольщиков-одиночек оставался неизменным на протяжении всей битвы, - пишет Дмитрий Воробьев. - Несмотря на то, что карателям удалось разбить многие из них в первую половину 1942 года, их удалось впоследствии возродить благодаря работе других подпольных организаций".
А вот руководящий орган для управления всеми подпольными организациями был учрежден не сразу. В первые месяцы битвы, по мнению исследователя, существовало многоуправленчество.
Исчезло оно только с появлением Ленинградского штаба партизанского движения, который вместе с Ленинградским областным комитетом ВКП (б) управлял подпольными организациями до полного освобождения региона.
Гораздо больше перемены затрагивали средний уровень управления, который видоизменялся в зависимости от происходящих на оккупированной территории событий.
"С июля 1941 по середину 1942 годов руководство подпольными ячейками осуществляли райпарторганизаторы, которые подчинялись подпольным райкомам и горкомам области, - поясняет автор работы.
Но после разгрома карательными отрядами ячеек и райкомов, горкомов с июля по октябрь 1942 года руководить ими стали подпольные партийные группы, а после их разгрома осенью того же года управлять ими стали межрайонные подпольные партийные центры с окружкомами".
С осени 1943 года началась подготовка к всенародному восстанию, и одновременно с ним начался процесс легализации подполья. В данном случае важную роль сыграли так называемые оргтройки. Благодаря им повсеместно возродились райкомы и горкомы.
"К марту 1944 года процесс завершился, и на этом подпольное движение в Ленинградской области было окончательно свернуто", - резюмирует автор.
Создание подпольных организаций в районах Ленинградской области началось в конце июня 1941 года, то есть практически сразу после вторжения частей вермахта на территорию СССР.
Ленинградское партийное руководство понимало, что враг обязательно двинется на регион. Комиссией по вопросам обороны Ленинграда был принят "План организации партизанских отрядов, диверсионных групп и подпольных партийных ячеек на территории, занятой противником".
От руководителей районов и городов потребовали приступить к созданию подпольных ячеек численностью в 3-5 человек каждая. В их задачи входил сбор сведений о частях противника в населенных пунктах, об особенностях оккупационного режима.
Также на подпольщиков было возложено проведение политической работы с мирным населением, распространение листовок, газет и сводок Совинформбюро. В районах было создано от 2 до 5 ячеек по 3-5 человек в каждой. Они действовали, в основном, в малочисленных населенных пунктах, чтобы оставаться по возможности незамеченными для немецких оккупационных властей.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем