Новое исследование, опубликованное в журнале "Вестник архивиста", рассказывает о борьбе России за колонии на Тихоокеанском севере в начале XIX века устами очевидца.

culture.ru
Николай Резанов стал прототипом героя рок-оперы "Юнона и Авось" - истории о любви русского дворянина и юной калифорнийской испанки Кончиты.
Два новых архивных документа обнаружил и исследовал д.и.н. Александр Петров из Института всеобщей истории РАН. Они были выявлены в отделах рукописей Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки. Один из них ранее не публиковался, второй - публиковался лишь частично.
Статья приурочена к 200-летию Русско-американской конвенции о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле. А в 2025 году 200 лет стукнет Англо-русской конвенции. Оба документа определили границы на севере Тихого океана.
"Подготовка этих конвенций показала, что основными соперниками России в этом регионе становятся американцы и англичане, - пишет автор научной статьи. - Человеком, который более чем за 20 лет до принятия указанных документов обосновал причины такового соперничества, стал камергер и действительный статский советник Николай Петрович Резанов".
В 1803 году император Александр I назначил Резанова руководителем первой в Российской империи кругосветной экспедиции и первым посланником в Японию.
Резанову удалось предпринять путешествие в Калифорнию, результатом которого стали поставки продовольствия на Аляску. Успех в освоении севера Тихого океана он видел в усилиях миссионеров, в частности, первой православной миссии в Америке.
"Он полагал, что миссионеры способствуют решению важных задач государственного уровня, - пишет исследователь. - При этом их авторитет должен служить общей цели по освоению новых территорий, и именно на миссионеров он возлагал надежду в том, что они смогут убедить промышленников относиться к аборигенам гуманно".
Попутно Резанов следил за действиями других стран, причем в опубликованных новых архивных документах речь идет о плаваниях знаменитого британского исследователя Джеймса Кука, который также был военным моряком.
Резанов счел его плавания доказательством растущих амбиций Великобритании на территориях на севере Тихого океана. Интересно, что именно русские помогли Куку в его экспедициях. Описывается, например, такой случай: 2 октября 1778 года Кук прибыл к одному из Алеутских островов, где встретился с русскими.
"От них он получил карту островов и течений, которые существенно помогли ему в навигации, - пишет исследователь. - В знак благодарности он предложил назвать пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Витуса Беринга. Перерисованные Куком карты активно использовались в Англии при подготовке дальнейших плаваний".
Александр Петров акцент делает на том, что Резанов противопоставлял агрессивным планам англичан необходимость выстраивания дружественных отношений с Китаем, в котором он видел надежного партнера. Причем предполагал, что успешному развитию русско-китайских отношений может помешать политика Англии.
Другим соперником России Резанов в тихоокеанском регионе видел США, о чем он тоже докладывал императору. С осторожностью он призывал относиться к Японии, особое внимание уделив Курильским островам. По мнению Резанова, там необходимо было укреплять связи с коренными жителями - "мохнатыми курильцами" или айнами.
"В дальнейшем ряд предложений Резанова были взяты на вооружение Министерством иностранных дел Российской империи", - подчеркивает исследователь.
И хотя об особенностях взаимодействия с США и Англией Резанов писал еще в начале XIX века, последующие события доказали правоту его слов. Они актуальны и сегодня при анализе Азиатско-Тихоокеанского региона.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем