издается с 1879Купить журнал

Повариха Тося 60 лет накрывает новогодний стол

История создания культового фильма "Девчата"

Стало доброй традицией в новогодние праздники показывать по центральному телевидению кино про любовь самоуверенного лесоруба и наивной поварихи. Но кинокартина, как свидетельствуют документы, давалась режиссеру Юрию Челюкину весьма непросто.

Главная героиня Тося в лице Надежды Румянцевой подкупает зрителей искренним озорством.

РИА Новости

Главная героиня Тося в лице Надежды Румянцевой подкупает зрителей искренним озорством.

"Упали все стены..."

Вечером 13 июня 1961 года в Юго-Западном районе Москвы, где располагается "Мосфильм", пронесся 12-балльный ураган. Он уничтожил декорации поселка, выстроенные для съемок фильма "Девчата". Как отмечалось в акте о случившемся, декорация "Школа" оказалась полностью разрушенной: "упали все стены, крыша, сломаны оконные проемы и крыльцо"1. Упали все окружавшие декорацию ели, покосились фонарные столбы, упала и развалилась декорация "Клуб". Все это требовало капитального восстановления... На студии издали приказ "О консервации фильма "Девчата" в ожидании зимы", все работники, кроме режиссера Юрия Чулюкина, продолжившего режиссерскую разработку, ушли в отпуск.

Афиша фильма.

Впрочем, это была не единственная подножка судьбы для создателей будущего кинематографического шедевра.

Сценарист из сплавконторы

В основу киноленты был положен сценарий писателя Бориса Бедного, выпускника Ленинградской лесотехнической академии. В 1941 году он молодым специалистом был направлен в сплавную контору Усть-Вымского района Коми АССР. Потом началась война. Борис, пройдя кровавые бои, немецкий плен, сумел уцелеть, и в 1945-м вернулся в сплавконтору под Сыктывкаром. Так что работу лесозаготовителей он знал досконально. Параллельно печатался в местной газете, писал рассказы... В 1952 году поступил в Литературный институт, а в 1960 году вышла его повесть "Девчата". В том же году начались работы по одноименному фильму.

Режиссер Юрий Чулюкин.

Конечно, в повести жизнь людей, оказавшихся волею судеб в одном леспромхозе на Севере, была не такой яркой и солнечной, какой она предстала зрителю. Но режиссер Юрий Чулюкин очень хотел рассказать о молодых, энергичных, полных надежд лесорубах, наполнив их повседневность вызывающими улыбку лирическими историями. Режиссерская разработка сценария велась: Бедным, Чулюкиным и художественным руководителем "Мосфильма" Юлием Райзманом.

Все съемки и работы по картине предполагалось провести в течение 1960 года. Однако Юрий Чулюкин заболел. Съемочную группу расформировали. Лишь в середине августа режиссер смог вернуться к работе, и тогда приказом по "Мосфильму" создали новую группу. В январе 1961-го, наконец, производство началось.

Актерские интриги

Не все гладко было и с подбором исполнителей главных ролей. Наталья Кустинская, бывшая тогда женой Чулюкина, хотела сама сыграть роль Тоси, но режиссеру показалось более правильным утвердить Надежду Румянцеву. Актриса Людмила Гнилова, подруга Румянцевой, вспоминала: "Знаю, что Чулюкин не сразу решился признаться жене..., и репетиции поначалу шли втайне"2. А когда Кустинская узнала - мужу пришлось несладко. Правда, время показало: выбор режиссера оказался абсолютно точным.

Главная мужская роль Ильи изначально тоже вызывала массу споров. На худсовете утвердили... двух молодых актеров: Владимира Трещалова и Вячеслава Шалевича. Но актерский отдел студии выступил против Трещалова, Шалевич же "по мнению режиссера-постановщика и всей съемочной группы, не является интересной кандидатурой", и поиски актера продолжились. Наконец, выбор пал на звезду фильма "Весна на Заречной улице" Николая Рыбникова. А тот захотел еще и привести на второплановую роль Анфисы свою супругу Аллу Ларионову, но Чулюкин утвердил Светлану Дружинину.

Николай Рыбников прекрасно сыграл вальщика леса. Фото: РИА Новости

После этого Рыбников на съемках с подчеркнутой прохладцей относился к указаниям режиссера, а заодно и к Дружининой. А еще он переживал, что Румянцева как центральный персонаж сценария переиграет его в большем количестве сцен, поэтому очень старался так "прожить" свою роль, чтоб запомниться зрителю.

Сценарист Борис Бедный.

Сорвавшаяся экспедиция

Центральные события фильма происходят в поселке лесорубов. Это была цельная декорация, ее строили в овраге, прилегающем к территории студии. Но поселок - только часть всего съемочного процесса.

В кадре, разумеется, необходимо было показать, как по-настоящему валят лес в условиях дикой природы. Нужно было найти подходящий леспромхоз. Члены съемочной группы поехали по необъятной стране. Наконец, место нашли - город Чусовой Пермской области, туда отправили осветительную аппаратуру, костюмы, реквизит, транспорт, спецтехнику... Был запланирован выезд 1-2 марта, но... 25 февраля заболел актер Николай Рыбников. Выезд перенесли на две недели. Но 11 марта заболела и Надежда Румянцева. Создатели киноленты морально приготовились даже к тому, чтобы снимать зимнюю натуру в апреле-мае, но в итоге экспедицию пришлось отменить.

22 мая после окончательного выздоровления Рыбникова и Румянцевой съемки возобновились. Зимнюю натуру серьезно сократили, не оставив, однако, надежды на ее съемку в конце года. Были найдены другие сюжетные ходы. Появились сцены в мужском общежитии, которые изначально не планировались. Некоторые снимавшиеся объекты отсняли на солнце с декорированием под зиму.

Ускользающая натура

А потом случился тот самый июньский ураган в столице. В начале осени решили продолжить работу над фильмом. А поскольку отстраивать по новой все декорации рядом с "Мосфильмом" не было возможности, отправились... на Ялтинскую киностудию. Там построили три объекта. Один, расположившийся на территории фабрики, по иронии судьбы вновь был разрушен местным ураганом. Но - слава богу - его сумели восстановить.

Рабочий момент съемки в клубе лесорубов.

Однако оставалось самое "заветное" - зимняя натура, которую так и не смогли снять в начале года. На 4-5 ноября по графику стоял выезд в поселок Бобровка (Пермский край), но 28 октября пришло известие, что съемки отменяются "из-за карантина в данной местности"3. Группа снова пустилась рыскать по стране в поисках натуры. Выбирали между Северным Уралом и Северным Кавказом. Всем нравился Апшеронский леспромхоз (солнце есть, спецтехника есть, природа близка к уральской....), но пришел прогноз, что будет "нестойкая зима с оттепелью". Кавказ пришлось оставить. Хотя и в поселке Яйва Пермской области тоже не обещали снежную зиму, но режиссер Чулюкин был настолько вымотан поисками натуры, что решил остановиться на Яйве.

То оттепель, то мороз!

20 ноября начали работать в Яйвенском леспромхозе. Но снимать могли всего лишь по 2-3 часа в день, и причины этого в документах объясняются вполне прозаически: "малоснежная зима, частые оттепели, удаленность съемочных площадок (которые организовывались в лесу, на местах лесозаготовок) от базы". Бывали простои и из-за внезапного мороза и пурги. Надежда Румянцева вспоминала: "Морозы стояли немыслимые, не спасали ни ватники, ни унты. Мы жгли костры и через каждый час устраивали "перекур с обогревом". ...и, конечно, изрядно мешали рабочим, но они относились к нам терпеливо и внимательно, помогали, учили актеров водить трактор, валить деревья. Все шутили, что Рыбников прекрасно вошел в образ и стал заправским лесорубом..."4.

Съемка на лесной делянке.

20 декабря создатели картины наконец-то вернулись в Москву. Сроки удалось выдержать: аккурат в канун Нового года, 30 декабря, фильм сдали. Наконец, в феврале 1962 г. чиновниками было дано разрешение для демонстрации картины на киноэкранах Советского Союза. Вот только категорию дали лишь третью, что сильно ограничивало количество сеансов.

Всеобщее признание

Опасения чиновников, что картина не вызовет интереса у зрителя, провалились полностью. "Девчата" собрали 35 миллионов зрителей за первый год проката. Кинокартину оценили и за рубежом: она получила призы на Эдинбургском и Каннском кинофестивалях, и в Мар-дель-Плата. Надежду Румянцеву назвали "Чаплином в юбке" - сопоставление с великим американским актером дорогого стоит. Актриса побывала за рубежом, представляя картину: в одной только Югославии состоялись премьеры в трех городах - Белграде, Нови-Саде и Сараево.

Кинематографисты интересовались у молодой и получившей такое признание артистки, какой фильм с ней выйдет следующим, чтобы закупить и его.

Светлана Дружинина в фильме: то стерва, то жертва. Фото: РИА Новости

Судьбы людей, причастных к созданию "Девчат", сложились по-разному. Надежда Румянцева сыграла еще в двух знаковых картинах 60-х - "Королева бензоколонки" и "Крепкий орешек", но больше таких ярких ролей ей не предлагали. Николай Рыбников спустя какое-то время стал получать только возрастные роли, тоже став редким посетителем киностудий. Светлана Дружинина и вовсе стала режиссером, сняв целый ряд картин для кино и телевидения - в том числе сагу о гардемаринах и сериал "Тайны дворцовых переворотов". Юрий Чулюкин больше не снимал "хитовых" картин, а автор сценария Борис Бедный, несмотря на продолжение литературной деятельности, так и остался известен только лишь по "Девчатам".

  • 1. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 12. Д. 2800. Л. 34.
  • 2. Цит. по: Костина Е. Как Надежда Румянцева спасла от гибели приемную дочь / Записала Анжелика Пахомова // Семь дней. 2018. N 25. С. 50.
  • 3. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 12. Д. 2800. Л. 6.
  • 4. Цит. по: Тадэ Э. Надежда Румянцева. М., 1967. С. 73.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться