издается с 1879Купить журнал

"Вечером я катался один - опять до закрытия кассы. Всего в день 21 раз!"

Недолгая история петербургского Луна-парка, так полюбившегося поэту Александру Блоку

В июле 1911 г. в журнале "Театр и искусство" промелькнула заметка о возможном "открытии нового грандиозного увеселительного заведения по образцу лондонского Луна-парка со всеми техническими увеселениями для любителей сильных ощущений: головокружительные железные дороги, катания на лодках, падающих с высоты гор в озеро, вертящаяся подъемная машина... Во главе нового предприятия стоит английское общество"1.

Павильон чудес с "американскими горками". Открытка. Начало XX в.

Павильон чудес с "американскими горками". Открытка. Начало XX в.

Представлять англичан должен был арендатор Демидова сада на Офицерской улице, известный режиссер А.А. Браун-Брянский.

Американская идея на русской почве

Слух оказался правдой: 25 октября 1911 г. в Лондоне было зарегистрировано акционерное общество "Русские Луна-парки"2. Директор общества Генрих Целлер по совместительству представлял американскую компанию "Сценических железных дорог Томпсона", распространявших развлечение по европейским столицам.

А первый в истории Луна-парк открылся в Бруклине, на Кони Айленде, в 1903 г. Как гласила рекламная брошюра, он был назван так в честь главного аттракциона "Путешествие на Луну", вернее "космического корабля" Luna III, на котором публика путешествовала на воображаемую Луну. Корабль назвали в честь Луны, сестры Элмера Данди, одного из создателей парка развлечений.

Английское общество луна-парков давно присматривалось к России и искало площадку под модное предприятие. Например, подавало прошение в Московскую городскую управу, чтобы снять участок в 5 десятин на Ходынском поле3, но сделка не состоялась. Вышеупомянутый Г. Целлер был одним из организаторов гастролей знаменитых актрис итальянки Элеоноры Дузе и француженки Сары Бернар в России4. Возможно, отсюда он и был знаком со столичными площадками и после долгих поисков нашел подходящую. Популярность и доходность Луна-парков в Европе и США прибавляли уверенности, что заведение просуществует не один год, - договор на использование участка на Офицерской, 39, заключили на 12 лет.

Объявление об открытии Луна-парка. 1912 г.

Владение, где располагался Луна-парк, находилось в собственности Демидовских учебно-воспитательных заведений. Здесь еще в XVIII в. открылся первый общедоступный увеселительный сад - Воксал в Нарышкином саду. C 1830-х гг. участок перешел во владение промышленника и мецената А.Н. Демидова, основавшего дом трудолюбия для бедных женщин, чтобы предоставить им работу и возможность "честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям". В 1846 г. часть участка снял В.Н. Егарев под увеселительный сад. Так и повелось: по соседству с учебно-воспитательными заведениями работал увеселительный сад. Соседство было выгодно Демидовскому дому, получавшему с сада существенный доход. В 1912 г. дом получил 45 000 руб., в 1914 г. - 55 000 руб.5 Наконец, в 1912 г. возвели стену вышиной 4 метра из камня и кирпича, отделившую столь разные заведения друг от друга6.

Английское общество луна-парков подписывало контракт уже не с Брянским, а с почетным гражданином Ф.А. Врубелевским, на которого первый переоформил соглашение с Демидовским домом. Общество занималось всем, непосредственно связанным с аттракционной частью. Врубелевский ведал рестораном, летним театром, кафе-концертом, садовыми оркестрами, взаимодействовал с артистами и служащими в театре и ресторане и оплачивал ежедневную рекламу. Налог платили в складчину, большую часть - Врубелевский7. "Луна-Парк" должен был работать с 1 мая по 1 октября, некоторые аттракционы, театр и ресторан могли функционировать и в зимний период.

Вход в театр "Луна-парк". Открытка. Начало XX в.

Луна-парк загодя рекламировали как "величайшую мировую сенсацию"8, правда, открытие постоянно откладывалось из-за технических сложностей - городская управа никак не давала разрешение. Пожарная комиссия возмущалась: "Участок, вообще небольшой, до того застроен, что пожарному обозу и проехать негде"9. Участок и вправду был небольшим: судя по документам, - около 20 соток, на аттракционную часть с горами приходилось около половины10.

22 мая 1912 г. Луна-парк все-таки открылся.

Маяк, лабиринт, американские горки...

Среди аттракционов Луна-парка были: "маяк Тоббоган, лабиринт, Турбильон, Танагра с участием красавиц Эзмин, Альгамбра, живая скульптура, горная железная дорога, волшебные каналы, драконы" и даже этнографическая деревня с сомалийцами под открытым небом11. Входная плата в 50 коп. включала в себя право посещения одного аттракциона. Значительную часть Луна-парка занимал "горный" ландшафт с "американскими горками", которые и были "сценической железной дорогой". Под горками вырыли канал для катания на лодках, который служил также противопожарным прудом. Над всем возвышалось подобие замка - таинственный вращающийся Турбильон и чертово колесо.

Павильон "Альгамбра" в виде башни. Открытка. Начало XX в.

Подробнее всех рассказал об аттракционах писатель А.Т. Аверченко: "кривые зеркала", "веселую бочку", в которой посетители катились вниз, стукаясь боками "о вертикально воткнутые по дороге бревна", "веселую кухню", суть которой "заключалась в том, что на расстоянии нескольких аршин от барьера на полках были расставлены бракованные тарелки, блюда, бутылки и стаканы", в которые нужно было "метать деревянными шарами, купив это завидное право и привилегию за рубль серебра", "таинственный замок", где посетителей ждало множество "сюрпризов" - натертых фосфором "привидений", "душащих невидимых рук", падений "по какой-то трубе вниз на какие-то мягкие мешки", а в конце маршрута - "залитый светом воздушный мостик, открытый глазам толпящейся внизу публики"12. Журнал "Огонек" восхищался: "Легкие вагонетки мчатся через туннели с высоких вершин в бездны, вылетают опять наверх с головокружительной быстротой, накренившись, огибают страшные закругления и опять исчезают в черных туннелях. С горной железной дорогой конкурирует исполинское "чертово колесо", разбрасывающее в разные стороны смельчаков, рискующих остаться на движущемся полу"13.

Помимо горок одним из популярнейших аттракционов были карусели-аэропланы. Техническое описание гласило: железные "люльки карусели подвешены к вращающейся крестовине посредством 8 металлических тросов. Вес люльки 25 пудов. Вместимость 12 чел. Карусель окружена забором. Время непрерывного действия не должно превышать 1,5 минуты"14. Еще один аттракцион "Дом смеха" состоял из нескольких забав: "кукол с открывающимися ртами, купальщиц, мидинеток (француженок-простушек. - Авт.), синей птицы, бандитов и ларчиков". Все аттракционы устанавливались по патентованному заграничному способу. Детали выписывались из-за рубежа, даже куклы для "Дома смеха"15. Российскому архитектору А.П. Вайтенсу заказали только проект входного портала в сад (широких ворот с высокой аркой и ионическими колоннами) и павильонов.

Аттракцион "Чертово колесо". Открытка. Начало XX в.

Луна-парк не мог обойтись без кинематографа. В парке установили две переносные кинематографические будки. Одна из них была в форме бутылки от шампанского: фильмы демонстрировали бесплатно, фактически это был кинотеатр под открытым небом. Во второй будке у павильона "Модерн" уже за входную плату можно было подивиться новому изобретению Эдисона кинетофону - поющему и говорящему кинематографу16.

А. Блок (1880-1921).

Богатые завсегдатаи

Поэту Александру Блоку Луна-парк невероятно понравился - он без устали катался на аттракционах и водил в парк своих друзей и родственников. 4 мая 1913 г. он записал в дневнике: "Вечером, после прозрачной прохлады на Стрелке, я застал у мамы Бычковых и увез их в "Луна-Парк", где мы катались по горам. Какая прелесть! Они ушли, а я катался до 1 часу ночи, до закрытия кассы"17. 8 мая он снова посетил "Луна-парк": "после обеда пришел Женя, я прокатил его по горам, в "Луна-Парке". Потом пошел к М.И. Терещенке и уговорил их с его двоюродным братом и А.М. Ремизовым кататься. ...Вечером я катался один - опять до закрытия кассы. Всего в день 21 раз"18.

"Петербуржцам просто необходима встряска, и у них есть потребность в чисто физиологических развлечениях", - отмечал писатель Н.Г. Шебуев, близкий друг Блока. "Люди, катающие с горок - вроде бы состоятельная публика, но ведут себя так же, как на Щипке (в московском саду "Ренессанс", славящемся разгулами приказчиков и рабочих. - Авт.), вопят и визжат от восторга"19. Отношение к зарубежной новинке было "русское" - горы напоминали катающимся детство - "салазки" и катание с ледяных гор. "Должны были приехать англичане, чтобы напомнить нам о забытых исконно русских развлечениях", - резюмировал Шебуев20.

Непримиримые критики

Не все были в восторге от Луна-парка: аттракционы мало похожи на заграничные - отмечал писатель Л.И. Гумилевский. Горная железная дорога - это "всем надоевшие американские горы. "Чертово колесо" вращается с той же медленностью, с какой полицейская власть вылавливает громил. "Пьяная лестница" в смысле тряски куда более трезва, чем петербургские мостовые"21.

Журнал "Театр и искусство" N 28 за 1911 г. с первой заметкой о Луна-парке.

Кому-то не нравилось маленькое пространство парка, пропитанное "кухонным чадом". Обозреватель "Театра и искусства" писал: "Коль перенимать, так уж с умом. За границей, например, у немцев в Берлине, или в Вене или в Париже... огромный парк с вековыми деревьями, а в нем, будто заброшенные, неожиданные всякие чудеса в решете. Гуляют, дышат чистым воздухом... На Офицерской же устраивают отделение европейского-американского механического веселья, когда все собрано в кучу, и поверх "сомалийской деревни" глядят грязно-желтые стены петербургских домов... Всюду нагорожены турникеты. Нагорожена бесчисленная прислуга в самых разнообразных костюмах - то красных, под мундир городового, но с оранжевыми поясами, то под отельных посыльных. Вообще, безвкусно и пестро"22. Возмущали также цены и качество развлечений: "В большом парке для невзыскательной публики это было бы недурно", но здесь обычная балаганщина стоила как минимум 2 рубля (вход и аттракционы)23.

Смена владельца

Ходили слухи, что общество "Луна-парков" планирует расширить свою деятельность и открыть парк развлечений и в Москве24. В 1918 г. афиша в газете "Новости сезона" обещала Луна-парк в московском Зоологическом саду25, но это так и осталось проектом.

В 1913 г. более 80% всех акций "Луна-парка" перешли в руки потомственного дворянина Г.Г. Елисеева, владельца товарищества "Братья Елисеевы". В преддверии Первой мировой войны в 1914 г. немецкие предприниматели решили покинуть Россию. Проработав два года, английское общество "Русские луна-парки" прекратило свои дела и продало остаток акций Елисееву. История "Луна-парка" на этом не закончилась. Директором сада стал Иван Петрович Шурыгин, бывший управляющий парка. Министерство торговли и промышленности представляло его так: статский советник Шурыгин "образа жизни и нравственных качеств одобрительных, ни в чем предосудительном замечен не был, суду и следствию не подвергался и неблагоприятных в политическом отношении сведений о нем в делах управления градоначальника не имеется"26.

Рисунок и описание аттракционов Луна-парка в журнале "Огонек".

Аттракционы проработали лишь еще один сезон, до ноября 1914 г. Городское управление дало разрешение на работу горок только на три сезона - с 1912 по 1914 г., далее они подлежали ремонту и переустройству. Английское общество и Шурыгин рассчитывали, что оговоренный срок в три года - простая формальность, и что разрешение обязательно продлят, ведь почти во всех больших городах Западной Европы горки, построенные той же английской компанией, по той же модели, исправно работали более 10 лет. За три года конструкция не пострадала, не произошло ни одного несчастного случая27. Но городское управление смущали деревянные сооружения, хоть и пропитанные огнестойким составом, но не отвечающие новым противопожарным требованиям.

Ломать - не строить!

Летом 1914 г. после начала войны на Луна-парк стало приходить множество ложных доносов: во всем видели недружественное немецкое, шпионское, разврат и запрещенные азартные игры. Сад проверял даже ультра-правый политик В.М. Пуришкевич, тщетно искавший нарушения28. В одном из прошений в городскую управу высказывалось недовольство по поводу декоративных рекламных баллонов в виде цеппелинов возле аттракциона "аэропланы". Якобы поступали нарекания от публики на их форму, которая напоминала германские цеппелины29.

Шурыгин не хотел смиряться с закрытием горок и прочих аттракционов и всеми способами пытался если не остановить, то хотя бы отсрочить печальный исход. Чего только он не предпринимал и какие только доводы не приводил. В прошениях говорил и об огромных убытках для акционерного общества, и о невозможности сноса горок, которые находились в собственности английского общества, и о служащих сада, которые несколько лет существовали только за счет садового заработка, а их было около 500 человек с семьями.

Шурыгин дошел даже до императрицы30: и она, и британский консул Артур Вудхаус вступились, но старания Шурыгина оказались тщетны. Городское управление осталось непреклонным: требовало либо сноса горок, либо их полного переустройства и замены деревянных конструкций на металлические. Но где в разгар войны, когда все производство перестроено на военный лад, найти материалы и завод, который изготовит новые конструкции из металла, а еще где взять гигантскую сумму в 70 000 руб. на переустройство? В мае 1915 г. все аттракционы, кроме дома смеха, разобрали. Общество понесло расходы в 111 500 руб. при уставном капитале 100 000 руб.31

Деревня Сомали. Луна-парк. Открытка. Начало XX в.

После уничтожения аттракционов, делавших Луна-парк луна-парком, Шурыгин отчаянно пытался сохранить заведение на плаву и привлечь посетителей: открыл кинотеатр, построил новые аттракционы, умолял городское управление разрешить французскую борьбу, попытался получить разрешение на постройку большого театра... Но не получил, потому что опять-таки во время войны не было возможности заказать металлические детали32. Среди новых незамысловатых аттракционов - тир-стрельба в цели из "монтекристо", "маленький аттракцион, состоящий из качающейся площадки, на которую впускается 10 человек публики, которая собственным весом приводит площадку в движение сверху вниз"33.

Однако новые аттракционы не могли конкурировать с прежними, и парк запустел34. Теперь он уже не отличался от привычных увеселительных садов. С августа 1915-го до весны 1916 г. территорию Луна-парка занимала военно-автомобильная рота, некоторые павильоны снесли, что привело еще к большему запустению сада.

Шурыгину жаль было расставаться с аттракционами и железной дорогой, но нужно было покрыть убытки. Одно только содержание служащих и арендная плата за летний сезон обходились в 75 тысяч руб., сумму, ставшую непосильной35. Шурыгин договорился с Попечительством о народной трезвости на переустановку аттракционов в саду Народного дома Николая II, в Таврическом саду и парке на Петровском острове на невыгодных для себя условиях36.

Сезоны 1915 и 1916 гг. дались Шурыгину очень тяжело. И в канун революционного 1917 г., 30 декабря, он отошел в мир иной. Делами стал управлять его сын Виктор, затем у Луна-парка появился новый директор - С.Н. Новиков, опытный антрепренер, восстановивший петербургский зоопарк после недобросовестных предпринимателей, наживавшихся на животных37. При нем основной акцент был сделан на театр оперетты. В парке работали мюзик-холл, варьете и два кинотеатра. Дела пошли в гору, но сезон 1917 г. оказался последним.

В апреле 1918 г. Луна-парк реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов. После революции драматический театр Луна-парка недолго функционировал. В 1933 г. ограду бывшего Луна-парка и обветшавший каменный театр разобрали и построили стадион им. П.Ф. Лесгафта. Сегодня, проходя по улице Декабристов (современное название Офицерской), мимо Новой Мариинки, сложно представить, что на этом месте когда-то было сказочное пространство Луна-парка.

  • 1. Хроника // Театр и искусство. 1911. N 28. С. 534.
  • 2. РГИА. Ф. 1102. Оп. 1 Д. 976.
  • 3. Вечернее время. 1912. 06.02. N 61. С. 2.
  • 4. Новости дня. 1903. 05.03; Русское слово. 1907. 11.12; Русское слово. 1908. 18.09.
  • 5. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 1506. Оп. 1. Д. 1 Л. 12.
  • 6. РГИА. Ф. 1102. Оп. 1. Д. 976. Л. 3.
  • 7. Там же. Л. 4, 5, 6.
  • 8. См. напр.: Луна-парк. Величайшая сенсация мира [Изоматериал]: Летний сезон 1912: [плакат]. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1912.
  • 9. Театр и искусство. 1912. N 20. С. 412.
  • 10. РГИА. Ф. 1102. Оп. 1 Д. 976; ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3703.
  • 11. Обозрение театров. 1913. N 2072. С. 3; Савицкий Е.Е. Сомалийская деревня в петербургском Луна-парке в 1912 году: история и ее современные интерпретации. 2018. Вып. 8 (72).
  • 12. Аверченко А.Т. Дюжина ножей в спину революции. Париж, 1921. С. 8.
  • 13. Огонек. 1912. N 23. С. 10.
  • 14. ЦГИА СПБ. Ф. 1506. Оп. 1. Д. 1 Л. 26а.
  • 15. Там же. Л. 95.
  • 16. Там же. Л. 64.
  • 17. Дневник Ал. Блока. Л., 1928. Т. 1. С. 211.
  • 18. Там же. С. 212.
  • 19. Шебуев Н.Г. Впечатления. Аттракционы // Обозрение театров. 1912. N 1743-4. С. 6-7.
  • 20. Там же.
  • 21. Эльге. Луна-парк // Вечернее время. 1912. N 151. 23 мая. С. 4.
  • 22. Луна-парк // Театр и искусство. 1912. N 22. С. 450.
  • 23. Там же.
  • 24. Театр и искусство. 1912. N 27. С. 530.
  • 25. Новости сезона. 1918. N 3487. С. 6.
  • 26. РГИА. Ф. 23. Оп. 13 Д. 44. Л. 1, 21.
  • 27. ЦГИА СПб. Ф. 1506. Оп. 1. Д. 1. Л. 69.
  • 28. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 15. Д. 1148. Л. 3.
  • 29. ЦГИА СПБ. Ф. 1506. Оп. 1. Д. 1. Л. 154.
  • 30. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 15. Д. 1148. Л. 15
  • 31. Там же. Л. 36.
  • 32. Там же. Л. 37.
  • 33. ЦГИА СПБ. Ф. 1506. Оп. 1. Д. 1. Л. 206
  • 34. Там же. Л. 197а.
  • 35. Там же. Л. 197а.
  • 36. Там же. Л. 124.
  • 37. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 139. Д. 180. 1917 г.

Подпишитесь на нас в Dzen

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться