издается с 1879Купить журнал

115 лет назад родилась "гений русского балета" и "обыкновенная богиня" Галина Уланова

08 января 2025

Писатель Алексей Толстой называл Галину Уланову "обыкновенной богиней". Режиссер Сергей Эйзенштейн - "человеком другого измерения". Композитор Сергей Прокофьев - "гением русского балета". А сама она никогда не думала о карьере балерины. Галина Сергеевна Уланова все детство носила матроску, ловила рыбу и мечтала стать моряком.

Галина Уланова в роли Одетты-Одиллии в сцене из балета "Лебединое озеро". 1947 год.

РИА Новости/Василий Малышев

Галина Уланова в роли Одетты-Одиллии в сцене из балета "Лебединое озеро". 1947 год.

Галина Уланова родилась в Санкт-Петербурге 8 января 1910 года (26 декабря 1909 года по старому стилю). Ее мать Мария Романова была классической танцовщицей в Мариинском театре, затем - известным педагогом. Отец Сергей Уланов - артистом балета в том же театре, а впоследствии балетным режиссером. Так что маленькая Галина прекрасно знала, каким трудом достаются зрительские овации. "У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?" - вспоминала Галина Уланова.

И все же в 1919 году родители отдали дочь в хореографическое училище. Несмотря на стеснительность и боязнь сцены девочка обладала прекрасным слухом, пластичностью и музыкальной восприимчивостью. Первые месяцы учебы давались Улановой особенно трудно, несмотря на то, что педагогом будущей балерины стала ее мама. Среди других учениц Мария дочь не выделяла, более того, считала Галину балериной весьма скромного дарования.

Истинный талант Улановой не разглядела и второй ее педагог - опытная Агриппина Ваганова. У девочки из интеллигентной семьи не хватало способов выражения эмоций в движении. Поэтому многие ошибочно считали ее "холодной" и безэмоциональной. Но Улановой просто нужно было чуть больше времени, чтобы раскрыться. К тому же первые послереволюционные годы, в которые ей довелось учиться, были в стране особенно тяжелыми. Здание училища не отапливалось. Чтобы хоть как-то согреться, ученицы приходили на занятия в свитерах и даже шубах. Но, как говорится, через тернии к звездам.

На выпускном Галина Уланова танцевала Сильфиду в "Шопениане", и все, кто находился тогда в зале, были поражены ее исполнением настолько, что сомнений не оставалось - перед ними будущая звезда мирового балета. 18-летнюю Уланову тут же пригласили в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени Кирова (сегодня ему возвращено историческое название - Мариинский).

Премьерной ролью Галины Сергеевны в театре стала Флорина в "Спящей красавице" Петра Чайковского. Потом балерина делилась своими ощущениями от этого первого выступления: "Я вышла на сцену ни жива ни мертва. Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы - весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили".

Галина Уланова исполняет партию комсомолки в балете "Золотой век". 30-е гг.
Галина Уланова исполняет партию комсомолки в балете "Золотой век". 30-е гг. Фото: Аукционный дом "Старая бумага"

В 19 лет у Улановой была уже ведущая партия. Она танцевала Одетту-Одиллию в "Лебедином озере" Чайковского. Готовясь к роли, балерина часами наблюдала за плавающими лебедями. Но впервые полюбить свою героиню и овладеть искусством перевоплощения балерина смогла, лишь сыграв Жизель в одноименном балете Адольфа Адана. Причем Улановой пришлось работать над образом совершенно самостоятельно. Ведь она никогда не видела, как танцуют Жизель известные исполнительницы этой роли Анна Павлова и Тамара Карсавина.

В 1934 году выступление Улановой увидел тогдашний нарком обороны СССР и будущий Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Климент Ворошилов. Он был настолько впечатлен, что труппу стали приглашать выступать в Москву. Через некоторое время Ленинградский государственный академический театр посетил сам Сталин. Гениальное исполнение Улановой роли Дианы в балете "Эсмеральда" не оставило равнодушным даже вождя. Балерине сообщили, что ее переводят работать в Москву. Несмотря на любовь к родному городу, перечить вождю Галина Уланова, конечно же, не решилась. Так балерина превратилась в любимицу Кремля. Четыре раза она становилась лауреатом Сталинской премии.

Галина Уланова с двумя знаками Сталинской премии. 1946 год.
Галина Уланова с двумя знаками Сталинской премии. 1946 год. Фото: Аукционный дом "На Литейном"

Особым для Галины Улановой стал образ Джульетты. Искренность и нежность шекспировской героини находили отклик в душе балерины. Сначала у постановщиков спектакля были большие сомнения, возможно ли сыграть Шекспира с помощью одного лишь языка тела. Но блестящий дуэт Улановой - Джульетты и Константина Сергеева - Ромео развеял все возможные сомнения. Великолепная постановка "Ромео и Джульетты" стала одной из последних для Улановой на сцене родного театра. Галина Сергеевна переехала в Москву…

С 1944 по 1960 годы Уланова была ведущей солисткой балета Большого театра. К тому времени ее знала и обожала вся страна. Но при этом не было в Большом более трудолюбивого и скромного человека. "Уланова выходила на сцену тихо, как бы не замечая зрителей, словно смущенно потупившись", - отмечал театровед Борис Львов-Анохин.

Действительно, в ее танце не было ни преувеличенной мимики, ни какого-то наигранного самоутверждения. Улановой удалось то, чего танцовщицы добивались столетиями: она приблизила балетное искусство к жизни. Каждое ее движения до самого мельчайшего жеста было не только отточено до безупречности, но и выражало внутренний мир балерины, то, чем она жила на сцене в настоящую минуту. И этот дар не мог никого оставить равнодушным. В Уланову были влюблены все. Безграничное восхищение ее творчеством балерине высказывал писатель Борис Пастернак: "Дорогая Галина Сергеевна! Я со все время мокрым лицом смотрел Вас вчера в "Золушке". Так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве…".

 Галина Уланова в "Золушке". 1951 год.
Галина Уланова в "Золушке". 1951 год. Фото: Аукционный дом Artmaximum

"Она выработала свой, "улановский" стиль", - писал музыковед и культуролог Соломон Волков. И продолжал: "В ее фигуре и лице не было ничего вызывающе "звездного". Внешне она выглядела простой, даже ординарной. Но эта ординарность озарялась изнутри лиризмом высшей пробы".

Именно благодаря Улановой русский балет вновь открылся для европейского зрителя. Впервые Большой театр выехал на гастроли в Лондон в 1956 году. Улановой было за 40, когда она танцевала Жизель и Джульетту для английской публики. Триумф был безоговорочным. Джульетта Улановой стала, как писали зарубежные критики, недостижимым идеалом балетного искусства. Неменьший успех ждал эту удивительную постановку и в Париже, и в США.

Тем временем Галине Улановой оставалось танцевать всего четыре года. Балерина попрощалась со зрителем 29 декабря 1960 года. По иронии, балерина завершила свою карьеру спектаклем, с которого ее начала - "Шопениана". Круг замкнулся, занавес опустился. Но покинув большую сцену, Галина Сергеевна не покинула театр.

Практически до конца своих дней Уланова работала в Большом балетмейстером-репетитором. Ее учениками были Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Алла Михальченко, Николай Цискаридзе, Ирина Прокофьева, Ида Васильева и многие другие. Также Уланова работала с солистами Парижской "Гранд Опера", Шведского Королевского балета и артистами балетных трупп Японии. Она была строгим преподавателем, любила во всем дисциплину и порядок. Много требовала и от себя, и от своих учеников. На ее занятиях стояла абсолютная тишина - все внимали каждому слову Улановой.

Галина Сергеевна - единственная в истории СССР артистка, ставшая Героем Социалистического Труда дважды - в 1974-м и в 1980-м. Также балерина была награждена четырьмя орденами Трудового Красного Знамени (1939, 1951, 1959, 1967) и двумя орденами Ленина (1953, 1970). В декабре 1997 года Улановой была присуждена Премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства.

К своему 90-летию она собиралась написать книгу, рассказав в ней историю своей жизни. К сожалению, планам не суждено было осуществиться - великой Галины Сергеевны Улановой не стало 21 марта 1998 года. Похоронена балерина на Новодевичьем кладбище, в Москве.

С. Коненков. Скульптурный портрет Галины Улановой. 1961 год.
С. Коненков. Скульптурный портрет Галины Улановой. 1961 год. Фото: РИА Новости

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться