Первыми в России фальшивомонетчиками, которые начали подделывать бумажные деньги, были двоюродные деды Пушкина Сергей и Михаил. Как уточнила "Первому Тульскому" телеканалу эксперт Тульского отделения Банка России Галина Гомжина, за преступление они лишились дворянского титула.
Прибыльное производство деды Пушкина организовали вместе с французским мошенником Луи Бротаром, который посчитал, что российские банкноты легко подделать. Он скрывался в Санкт-Петербурге от правосудия. Во Франции Бротар также занимался подделкой денег.
С Пушкиными он познакомился за игорным столом. Они решили заказать клише для печати ассигнаций и бумагу для них в Европе. Для того чтобы использовать максимально приближенную к оригинальным купюрам краску, сообщники решили привлечь вице-президента Мануфактур-коллегии Федора Сукина. Он сначала согласился, а затем написал донос властям - рассказал о преступном замысле.
Сергея Пушкина арестовали с партией готовых клише на российской границе - он возвращался из Голландии. По приказу начальника тайной экспедиции Луи Бротара схватили в Амстердаме и привезли в Санкт-Петербург.
5 октября 1772 года второй департамент Правительствующего сената (по судебным делам) признал их виновными. Сергея и Михаила Пушкиных приговорили к смертной казни. Но Екатерина II смягчила приговор. Двоюродных дедов поэта лишили дворянских прав и сослали в Сибирь на каторгу до конца своих дней. Императрица повелела считать их "бывшими Пушкиными" и передать все их имущество родственникам.
Федора Сукина сослали на вечное поселение в Оренбургскую губернию, а Луи Бротара - в Нерчинск.
Аферисты хотели подделывать екатерининские 75-рублевые ассигнации, которые из-за большого номинала были в обращении только у дворян. В те времена на 25 рублей можно было приобрести три коровы. В ходу были купюры четырех номиналов: 25, 50, 75 и 100 рублей. Позже появились 5 рублей синего цвета (их называли "синичками") и красные 10 рублей ("караси"). Это помогало различать купюры неграмотным людям.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем