Посвященный военной авиации канал "Воевода вещает" опубликовал воспоминания генерал-майора Владимира Каширина о том времени, когда он был летчиком дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-22. Военный рассказал о необычной аварии самолета на белорусском аэродроме Барановичи.
"Дата 10 января 1983 года хорошо отложилась в моей памяти. Мы не летали 17 дней: не было погоды, потом праздники - и вот, наконец полеты! Новый месяц, а тем более новый год начинались с командирских тренировок (туда привлекались летчики от командира отряда и выше). Спланирован был ночной полет по маршруту с подвеской ракет", - пишет Владимир Иванович.
На аэродроме был порывистый боковой ветер до 10 метров в секунду - не критичный для опытного летчика, но осложнявший приземление.
"Я заходил на посадку перед командиром отряда В.Г. Щербиной. Сел без проблем, зарулил на стоянку и услышал, что с полосы выкатился самолет! Быстро приехал на КДП (командно-диспетчерский пункт. - ред.). Вижу - Ту-22 Щербины лежит у ВПП, опираясь на правую консоль крыла".
В процессе разбора было установлено следующее. При заходе на посадку летчик допустил ошибку, которая завалила его в крен. Если крен образуется при боковом ветре, надо компенсировать его еще и штурвалом, чтобы самолет не проседал.
"Видимо, Щербина то сваливался в крен, то выходил, то брал угол сноса, то убирал - в общем, его регулярно сваливало в правый крен с потерей высоты".
У аэродрома Барановичи тоже есть особенность. Он находится в черте города, и в 400 метрах от торца взлетно-посадочной полосы проходит железная дорога. Все экипажи знали о ней и о предостережении: после прохода ближнего привода недопустимо уходить ниже глиссады.
В момент посадки бомбардировщика по ветке проходил состав из нескольких сцепок рефрижераторов с охлажденными курами. Экспедитор сидел у окна и любовался огнями ВПП, когда опустившийся ниже предельной высоты Ту-22 зацепил его вагон правой тележкой шасси.
Удар пришелся колесами по полуметровой высоты воздухозаборнику системы вентиляции на крыше вагона. Агрегат снесло вместе с четырехколесной тележкой бомбардировщика. Вагон не опрокинулся лишь потому, что был полностью загружен и располагался между другими вагонами. Тем не менее его хорошо мотнуло туда и обратно, экспедитор получил серьезную травму головы.
"Испугался он потом, а так вся сцепка благополучно дошла до станции назначения".
Самолет лишился колес на правой стойке. Из крыла торчала культя амортизатора с подкосом, из разорванных трубопроводов под давлением хлестала гидравлическая жидкость.
Дальше цитируем официальный отчет о служебном расследовании:
"На удалении 600 метров от начала ВПП при касании правой стойкой началось искрение. На удалении 800 метров произошло касание правой плоскостью полосы. На удалении 1750 метров самолет сошел вправо на грунт и на удалении 2100 метров от начала ВПП и в 48 метрах от ее обочины остановился, развернувшись на 60 градусов вправо".
Экипаж не пострадал и самостоятельно выбрался из кабины, сбросив люки. К самолету была подвешена ракета Х-22, она также не получила повреждений.
Ту-22 считался сложным в пилотировании самолетом - в том числе и потому, что в экипаже не было второго пилота, управлял воздушным судном только командир. Советская промышленность освоила выпуск тренажера КТС-22 - правда, он не позволял отрабатывать взлет и посадку.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем