80 лет назад, 30 января 1945 года советская подлодка С-13 под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско торпедировала в Балтийском море немецкий транспорт "Вильгельм Густлофф", записав на свой боевой счет самую крупную морскую катастрофу в истории человечества. По разным оценкам, вместе с лайнером утонуло от пяти до десяти тысяч человек (для сравнения - на "Титанике" погибло 1496 душ). К тому же на "Густлоффе" плыли не американские богачи, а немецкие подводники и чиновники Третьего Рейха, бежавшие от подходившей к Данцигу (нынешний Гданьск) советской армии. Утопив транспорт, Маринеско не только огорчил Гитлера до чрезвычайности, но и расстроил его планы победить во Второй Мировой войне.
Белый теплоход
Спущенный на воду в 1937 году "Вильгельм Густлофф" задумывался как символ торжества национал-социализма в отдельно взятой стране. Шикарный круизный лайнер был построен на средства нацистской организации "Сила через радость" и предназначался для отдыха немецких рабочих. Пятидневный круиз по Средиземному морю стоил 150 рейхсмарок, месячную зарплату почтальона или слесаря. Доступность отдыха для всех слоев населения подчеркивалась одинаковым размером и оснащением всех 489 кают теплохода.
Флагман немецкого пассажирского флота собирались назвать "Адольф Гитлер", но в 1936 году студент-еврей застрелил швейцарского активиста НСДАП Вильгельма Густлоффа. Немецкая пропаганда раздула смерть малоизвестного нациста в теракт мирового масштаба - особенно напирая на национальность убийцы, - и корабль решили назвать в честь убиенного. На церемонии спуска лайнера на воду присутствовало все немецкое руководство, бутылку шампанского о борт корабля разбила вдова Густлоффа.
За два года судно выполнило 50 круизных рейсов - попутно доставив на родину немецких добровольцев, воевавших в Испании на стороне Франко. 25 августа 1939 года капитан лайнера получил шифрованный приказ срочно вернуться в Гамбург. Через неделю началась Вторая Мировая война, время круизов закончилось.
"Вильгельм Густлофф" перегнали на Балтику и для начала сделали госпитальным судном. А когда фронт от моря ушел, красные кресты на бортах лайнера закрасили и превратили его в плавучую казарму для школы немецких подводников.
Щенки "волчьей стаи"
В начале 1945 года вместо слесарей и почтальонов на судне жили 3700 молодых специалистов кригсмарине, готовые экипажи для сотни новейших субмарин серии XXI, уже спущенных на воду в Киле и Фленсбурге. Подлодки были оснащены шноркелями и могли запускать дизели из-под воды, что резко снижало их риск быть обнаруженными.
Подводный флот был последней надеждой фюрера. Он планировал возродить былую мощь "волчьих стай" в Атлантике , блокировать американские поставки в Британию и на континент, продержаться до развала не особо дружной антигитлеровской коалиции, а потом заключить мир с Лондоном и Вашингтоном, сосредоточив все силы на Восточном фронте.
Поэтому, когда Красная армия подошла к Данцигу, первыми на борт "Вильгельма Густлоффа" поднялись не местный гауляйтер и его чиновники, не генералы СС и вермахта, которых в Пруссии тоже хватало, а подводники. А потом уже все остальные.
В полдень 30 января переполненный лайнер (пассажиров разместили даже в плавательном бассейне, предварительно его осушив) в сопровождении эсминца и катера-торпедолова вышел из порта. Помимо штатного капитана, на мостике "Густлоффа" находился командир учебной дивизии кригсмарине. Он был старше чином и имел отличное от капитана мнение о том, каким курсом следовать судну. В итоге лайнер не использовал противолодочный зигзаг, а шел прямо, как во время довоенных круизов.
К тому же была получена радиограмма об идущих навстречу тральщиках - опасаясь столкновения, капитан вопреки законам военного времени приказал включить ходовые огни.
"За Ленинград"
Вместо немецких тральщиков прямо по курсу немецкого теплохода оказалась советская подлодка, измотанная двухнедельным штормом и ожиданием цели.
Из штаба Балтийского флота Маринеско радировали, что ожидается эвакуация фашистов из Кенигсберга и Данцига, велели смотреть в оба. Но дни шли за днями, а немецкие транспорты все не появлялись. Наконец вечером 30 января вахтенный сигнальщик закричал: "Огни! Прямо по носу!".
Взбежав на мостик, командир обдумал план действий. Прежде всего следовало понять, кто идет им навстречу. Устав предписывал сближаться в подводном положении, но в такой шторм через перископ ничего не разглядишь. К тому же под водой лодка потеряет половину скорости, и если целью окажется быстроходный пассажирский лайнер, она его просто не догонит. Оставалось одно: идти навстречу в надводном состоянии.
- Штурман, ночной прицел! - скомандовал Александр Иванович. - Стреляем из надводного, носовыми! Идем под дизелями! Развить полную скорость!
Когда огни приблизились, гидроакустик доложил, что судя по шуму винтов, цель крупная. На мостик вызвали старшину сигнальщиков Александра Волкова, обладавшего уникальной способностью видеть в темноте. Приглядевшись в бинокль к мерцающим в снежной круговерти огонькам, Волков уверенно сказал: эсминец, за ним большой транспорт. Снегопад на мгновение прекратился и за узким корпусом эсминца командир разглядел грузную тушу океанского лайнера. Есть цель! Да какая!
Атаковать было выгоднее со стороны берега, откуда немцы меньше всего ждут нападения. Но как туда попасть - мимо эсминца и транспорта? Тут помогли сами немцы: над эсминцем вспыхнула красная ракета, корабль изменил курс. "Заметили? Миноносец сигналит, что идет в атаку?" - лихорадочно думал кап-три. А рот уже выкрикивал команды: "Срочное погружение! Боцман, ныряй на 20 метров".
Лодка скрылась под водой и вскоре над ней прогромыхали огромные винты теплохода. Вынырнув, С-13 бросилась вдогонку, развив невероятные для себя 18 узлов. Погоня продолжалась два часа и наконец С-13 вышла на дистанцию залпа.
Первая торпеда с надписью "За Родину" попала в носовую часть огромного судна. За ней последовали еще две: "За советский народ" и "За Ленинград". Они попали в бассейн и машинное отделение. Дизеля "Густлоффа" встали, на лайнере погас свет. Капитан лайнера Фридрих Петерсен сказал: "Вот и все".
В аварийной суматохе на нижних палубах опустили водонепроницаемые переборки, заблокировав часть команды, необходимую для спуска шлюпок. Переполненные лодки рвали фалини и переворачивались, вытряхивая людей в ледяную воду. С палубы сорвалось зенитное орудие и упало в одну из шлюпок, утопив ее.
В 23:04 "Вильгельм Густлофф" затонул. Эсминцу сопровождения удалось спасти 472 человека, еще 179 принял на борт подскочивший миноносец. Корабли, пришедшие позже, поднимали уже мертвецов - в тот вечер был 18-градусный мороз, люди погибли от переохлаждения. Через семь часов после гибели лайнера посыльный катер обнаружил незамеченную шлюпку и в ней закутанного в одеяло живого младенца. Это был последний спасенный пассажир "Густлоффа".
Атака века
В советской историографии уничтожение немецкого транспорта получило название "Атаки века", а Маринеско установил рекорд среди советских подводников по суммарному тоннажу пораженных в одном походе целей - 9 февраля он утопил еще один немецкий транспорт, "Штойбен" с 4200 пассажирами, больше половины из которых были военными.
В марте подводную лодку С-13 наградили орденом Красного знамени. Командира представили к званию Героя Советского Союза, но вручили награду помельче - лихой подводник в море, на берегу Александр Иванович был не менее азартным нарушителем дисциплины. Героем он все-таки стал - через 27 лет после смерти, по указу Михаила Горбачева.
Читайте нас в Telegram
Новости о прошлом и репортажи о настоящем