Историки и археологи смогли составить "портрет" поморского карбаса, вывезенного с Больших Оранских островов Новой Земли в 2022 году на судне "Профессор Молчанов". Напомним: в этой экспедиции Арктического плавучего университета принимала участие и автор этих строк.
Тогда, в июле, на Оранских островах к нашей экспедиции присоединился ветеран XVII века - поморский карбас, найденный здесь начальником отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка "Русская Арктика" Евгением Ермоловым. На "Молчанова" лодку грузили с помощью специально изготовленной для нее "люльки" - силового каркаса, надежно защитившего древнюю находку от дорожных потрясений. Это было необходимо, потому что гость из прошлого дождался экспедицию не целиком, а в виде "коллекции" из киля, шпангоутов, штевней и частей обшивки. В общей сложности в фондах нацпарка хранится сегодня более 70 фрагментов "старичка".
"Карбас, возможно, старше двухсот лет. Видите, шпангоуты? - показывал мне тогда Евгений Ермолов лодочные "ребра", бережно разложенные на палубе "Молчанова". - Они не очень большие, но при этом массивные, везде видны следы от топора, еловые "петельки" (судно было сшито при помощи вицы)".
Кто был владельцем судна, мы могли только предположить. Известно, что в XVI - XVII веках русские уже активно осваивали Новую Землю и Шпицберген. Одним из первых (по данным полярного исследователя Юрия Визе), стал мореход из Колы Афанасий: "В лето 7113 [1605] во граде Самаре был человек поморенин, именем Афанасий, рождение его за Соловками на Усть-Колы. И он сказывал про многие морские дивные чюдеса, а про иные слыхал. И ездил он по морю на морских судах 17 лет, и ходил в темную землю, и тамо тьма стоит, что гора темная; издали поверх тьмы тоя видать горы снежные в красный день". Визе уточняет: "Упоминаемая в сказании темная земля есть, несомненно, либо Шпицберген, либо Новая Земля".
Что нам известно о промыслах Новой Земли 350 лет назад? По информации верного читателя "Родины", архангельского краеведа Анатолия Бутакова, русские артели отправлялись на архипелаг с главной целью - моржовый промысел. Если же моржей было мало, охотились на тюленей, ловили гольца, стреляли оленей и белых медведей, ставили ловушки на песцов. При дележке промысла половину получал хозяин, а другая шла промышленникам. Кто-то из них получал целый пай, кто-то - треть или четверть.
В архиве Архангельской области есть данные о том, что "новоземельские покрученики, трудившиеся в основном из трети, в 1682 г. получили доход в пределах 2 рубля 17 алтын 4 деньги, что соответствовало размерам мурманского покрута, либо незначительно его превосходило". Те, кто трудился из меньших долей (пятой и четвертой), получали доход, равный мурманскому - как гласит архивная информация, "он составлял 1 рубль 17 алтын - 1 рубль 30 алтын".
Само собой, лодки для промысла поморы шили сами: в архиве Архангельской области эта информация хранится с XVII века. Возраст же нашей лодки определили археологи из Нефтеюганска: они считают, что карбас сшит в 1691 году, предположительно, на Карельском берегу Белого моря. Именно археологи Нефтюганска помогли нацпарку "Русская Арктика" воссоздать и "портрет" красавца, бороздившего Северный ледовитый океан три с лишним века назад. Выяснили, где крепилось кормовое весло, а где поносное, в какой части бортов располагались уключины, место установки степса мачты.
Правда, все это пока только в чертежах: "Таких судов больше не сохранилось. Это допетровская корабельная архитектура и технология. Все что дошло до нас в описаниях и фотографиях - это сильно позднее и очень отличается", - уточнил Евгений Ермолов.
Отметим также, что в нацпарке не будут "складывать" все фрагменты древнего карбаса в единый корпус. Тем не менее по словам Евгения Ермолова, есть идея сшить точную копию лодки с использованием поморских технологий.
Подпишитесь на нас в Dzen
Новости о прошлом и репортажи о настоящем