издается с 1879Купить журнал

Самолет ВВС США врезался в канатную дорогу в Альпах: 20 человек погибли

03 февраля 2025

3 февраля 1998 года в Италии самолет радиоэлектронной борьбы и разведки Корпуса морской пехоты США EA-6B Prowler во время полета в Альпах врезался в канатную дорогу, перерезав крылом ее трос. Кабина с 19 пассажирами и машинистом упала с высоты 110 метров, никто не выжил.

Самолет получил серьезные повреждения крыла и хвостового оперения, но благополучно приземлился на авиабазе Авиано, никто из экипажа не пострадал.

Катастрофа произошла у горнолыжного курорта Кавалезе. В марте 1976 года там же случилась самая крупная катастрофа в истории канатных дорог. Трос подъемника оборвался (без посторонней помощи), погибли 43 человека, включая 15 детей.

В августе 1961 года низколетящий самолет ВВС Франции перерезал канатную дорогу в Альпах между горами Пуант Эльбронер и Эгюий-дю-Миди. Там погибли 6 человек.

Новая авария вызвала взрыв возмущения в Европе - в особенности после того, как американский военный суд признал летчика капитана Ричарда Эшби и штурмана Джозефа Швейцера невиновными в непредумышленном убийстве и убийстве по неосторожности.

Суд установил, что канатная дорога не была нанесена на карты, которыми пользовался штурман. А пилот Эшби из молодечества опустился значительно ниже разрешенной высоты в 610 метров и двигался со скоростью 870 км/ч.

Летчик утверждал, что спустился на 305 метров. На вопрос судьи, как же так получилось, что канатную дорогу они перерезали на высоте 110 м, Эшби заявил, что высотометр его самолета был неисправен. Также он показал, что не знал об ограничении высоты полета.

Действительно, его эскадрилья прилетела на Авиано до того, как правительство Италии выпустило директиву, запрещающую полеты на высоте ниже 610 метров в провинции Трентино-Альто-Адидже, где находится Кавалезе.

Однако после появления документа его разослали всем американским пилотам. Копию директивы нашли в кабине EA-6B нераспечатанной - вместе с картами, на которые нанесена канатная дорога.

Несмотря на все доказательства, в марте 1999 года Ричард Эшби был оправдан по обвинению в непредумышленном убийстве. Чуть позже оправдали и Швейцера.

Двое других членов экипажа - второй пилот Чендлер Сигрейвс и оператор электронного оборудования Уильям Рейни, - проходили по делу как свидетели, так как заключили сделку со следствием и рассказали, как все было. В частности, о том, как Швейцер по возвращении на базу по приказу командира сжег пленку видеорегистратора.

За это Эшби и Швейцер попали под суд еще раз - теперь за воспрепятствование правосудию и поведение, недостойное офицера и джентльмена. В мае 1999 года оба были признаны виновными и уволены из Корпуса морской пехоты США, а командир получил еще шесть месяцев тюремного заключения.

Летчики подали апелляцию. В ней они писали, что во время первого суда обвинение и защита договорились снять более тяжкие обвинения в непреднамеренном убийстве и осудить военных по более легкой статье - оправдать их вчистую означало испортить отношения с Италией, и так возмущенной по поводу крайне мягкого приговора.

Офицеры просили о помиловании и возвращении на службу, чтобы иметь право на военную пенсию. Апелляция рассматривалась восемь лет и в ноябре 2007 года была отклонена.

Сразу после ЧП американский посол в Риме побывал на месте катастрофы, где преклонил колено и попросил прощения у погибших от имени Соединенных Штатов. Принес официальные извинения и президент США Билл Клинтон.

В упавшей в ущелье кабине находились семеро немцев, пятеро бельгийцев, трое итальянцев, двое поляков, двое австрийцев и один голландец. Правительство Италии выплатило семьям погибших по 65 тысяч долларов немедленной компенсации, позже эти расходы Рима возместил Вашингтон.

В мае 1999 года Конгресс США отклонил законопроект о создании компенсационного фонда в 40 миллионов долларов для пострадавших в Кавалезе. Тогда итальянский парламент утвердил свой план компенсации семьям погибших, где на каждую приходилось по 1,9 миллиона долларов. Договоры НАТО обязывали США уплатить 75 процентов суммы, что они и сделали - сэкономив таким образом 11,5 миллиона долларов.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться